Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования
ВВЕДЕНИЕ
Педагоги дошкольного образования играют решающую роль в развитии детей дошкольного возраста, и их работа необходима для содействия когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей. Однако требования этой профессии могут быть чрезвычайно сложными, что приводит к высокому уровню стресса и выгоранию. Эмоциональное выгорание, в частности, определяется как серьезная проблема в области дошкольного образования, оказывающая негативное влияние, как на благополучие педагогов, так и на результаты детей.
В контексте дошкольного образования источниками стресса и эмоционального выгорания могут быть тяжелая рабочая нагрузка, сложное поведение учащихся, сложные взаимоотношения с родителями и требования, связанные с работой с очень маленькими детьми.
С другой стороны, эмоциональный интеллект был предложен в качестве потенциального защитного фактора от эмоционального выгорания. Эмоциональный интеллект относится к способности распознавать, понимать и регулировать свои собственные
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7
1.1 Определение синдрома эмоционального выгорания 7
1.2 Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания 10
1.3 Симптомы и факторы синдрома эмоционального выгорания 14
1.4 Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта 17
1.5 Особенности деятельности педагога ДОУ 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Организация и методики исследования 28
2.2 Описание и анализ результатов исследования 32
2.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений 60
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 92
ПРИЛОЖЕНИЕ В 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль. 2018. – 146 с.
2. Андреева Е.А. Психологические факторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов/Е.А. Андреева, Т.М. Матвеева//Наука вчера, сегодня и завтра: сборник статей. – Уфа: ОМЕГА. – 2019. – С. 182-185.
3. Асмаковец Е.С. Программа профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов / Е. С. Асмаковец//Здоровье педагога: проблемы и пути решения: материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием Омск: БОУДПО "ИРООО", 2020. – С. 75- 79.
4. Бабанова С.А. Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы/С.А. Бабанова//РМЖ. – 2021. – 266 с.
5. Баранов A.A. Психология стрессоустойчивости педагога/А.А. Баранов. – СПб.: Питер, 2021. – 142 с.
6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер. - 2017. – 105 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко – СПб.: Питер, 2019. - 474 с.
8. Борисова М.В. Основные направления профилактики и коррекции эмоционального выгорания/М.В. Борисова, Н.П. Анисимова//Ярославский психологический вестник. – 2021. – Т. 2. – С. 214-215.
9. Борисова М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов/М.В. Борисова//Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. - Курск. гос. ун-т. – 2018. – С. 130-139.
10. Василенко А.Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы/А.Ю. Василенко//Вектор науки ТГУ. – 2021. - № 4. – С. 53-55.
11. Василенко А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания/А.Ю. Василенко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2021.- №
Люди на этой стадии могут испытывать легкие симптомы эмоционального истощения, такие как чувство усталости или подавленности, но они, возможно, еще не достигли уровня выгорания, который существенно влияет на их работу или благополучие. Что касается мыслей, эмоций и поведения, люди на начальном этапе могут испытывать тревогу или беспокойство по поводу своей работы и могут испытывать трудности с выполнением требований своей работы. Они также могут испытывать чувство разочарования или раздражительности, им может быть трудно сконцентрироваться или оставаться сосредоточенным.
С другой стороны, сформированная стадия напряжения характеризуется более выраженными симптомами эмоционального истощения, такими как чувство эмоционального истощения, деперсонализация, снижение личностных достижений. Люди на этом этапе могут испытывать чувство отстраненности или цинизма по отношению к свое