Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения решению задач на проценты в курсе математики 5-6 классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире появляется все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связанного с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия и многие другие). Иными словами, расширяется круг обучающихся, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Поэтому, одна из важнейших задач школьного образования – сформировать глубокие и прочные знания учащихся, а также умение рационально применять их в учебной и практической деятельности.В настоящее время в современной педагогике вопрос о развитии и повышении познавательной активности обучающихся стоит на повестке дня. Это связано с требованиями нового образовательного стандарта, нацеленного на обеспечение у учащихся такой компетенции, как умение учиться. В свою очередь «умение учиться» напрямую зависит от «желания учиться».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения решению задач на проценты в курсе математики основной школы
1 Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности учащихся в процессе обучения решению задач на проценты
2 Анализ учебно-методических комплектов по математике на предмет содержания задач на проценты, способствующих развитию познавательной активности учащихся
3 Методы и приемы развития познавательной активности учащихся при решении задач на проценты на уроках математики 5-6 классов
Методические аспекты развития познавательной активности учащихся в процессе обучения решению задач на проценты в курсе математики 5-6 классов
1 Методические рекомендации по развитию познавательной активности учащихся при изучении темы «Проценты» в 5-6 классе
2 Разработка дидактических материалов по математике, способствующих развитию познавательной активности учащихся в процессе обучения решению задач на проценты в курсе математики 5-6 классов
3 Опытно-экспериментальная работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Кроссворд по предмету математика для 5-го класса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Байрамов Б., Аразова А., Максатмырадова А. Методика преподавания математики в школе // Интернаука: электрон.научн.журн.2020. №4(133).
Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 11–17.
Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Концепция школьного обучения и воспитания в контексте непрерывности образования // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2021. №2. С. 3-16.
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 379 с.
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 380 с.
ГИА – 2020. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: «Национальное образование», 2013. – 192 с.
Горячева И.А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. 2-е изд. испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019. – 304 с.
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе //Математика в школе. – 2011. – №1 – С. 19 –24.
Дорофеев Г.В., Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. – М.: Дрофа, 2010. – 288 с.
ЕГЭ: математика: сб. заданий / Л.О. Денищева, Г.К.Безрукова, Е.М. Бойченко и др.- 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 224 с.
Захарова А. Е. Учимся решать задачи на проценты // Математика для школьников. – 2006. - №2.- С.23-31.
Каспаржак А. Г. Российское школьное образование: взгляд со стороны / А. Г. Каспаржак, К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. // Вопросы образования. - 2014. - №1. - С. 190 – 231.
Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выстраивалась постепенно под влиянием требований жизни. Детально, внутри своей педагогической теории проблему интереса изучил К.Д. Ушинский. Он, в своих работах, психологически обосновал наличие интереса во время получения знаний. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к развитию детей [7].Особо усилившаяся критика обучения и воспитания в момент общественно - педагогического подъёма привела к замыслу пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на фундаменте его полной свободы. Данное мнение выразил в своих педагогических соображениях Л.Н. Толстой. Он считал: «Важнейшее условие проявления интереса - это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка» [12].