Модель формирования морально-волевых качеств у подростков посредством акцентированного и целенаправленного использования средств физической культуры и спорта

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Модель формирования морально-волевых качеств у подростков посредством акцентированного и целенаправленного использования средств физической культуры и спорта". В которой выявлены и обоснованы возможности средств физической культуры, педагогические условия их результативной реализации в ходе формирования морально-волевых качеств у подростков. Разработан диагностический инструментарий для мониторинга хода и результатов формирования морально-волевых качеств у подростков.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
08.07.2025
Объем файла
1006 Кб
Количество страниц
116
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность темы исследования. В нормативно-правовых документах Республики Казахстан, регламентирующих деятельность образовательных организаций, формирование личностных качеств у подростков является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, поскольку они обладают универсальной способностью в комплексе решать задачи развития личности обучающихся, преодоления трудностей переходного периода, успешного вступления во взрослую жизнь.
Среди них немаловажное значение имеют морально-волевые качества. В нормативно-правовых документах термин «морально-волевые качества», как правило, не употребляется. Вместе с тем, содержательно подчеркивается значимость таких качеств как целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и т.п., которые в педагогической науке относятся к разряду «морально-волевых».
На формирование морально-волевых качеств подростков влияет множество разноплановых факторов, в состав которых большинством исследователей, изучающим

Содержание
Введение 5
1 Теоретические и прикладные аспекты формирования морально-волевых качеств у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры и спорта 13
1.1 Морально-волевые качества у детей среднего школьного возраста: сущность, особенности проявления и формирования 13
1.2 Структура средств физической культуры и спорта и их возможности в формировании морально-волевых качеств у подростков 24
1.3 Модель формирования морально-волевых качеств у подростков средствами физической культуры и спорта 31
1.4 Диагностический инструментарий оценки сформированности морально-волевых качеств у подростков 48
2 Опытно-экспериментальное исследование результативности модели формирования морально-волевых качеств у подростков средствами физической культуры и спорта 62
2.1 Организация исследования и основные его модели 62
2.2 Экспериментальная модель формирования морально-волевых качеств у подростков 71
2.3 Оценка результативности модели формирования морально-волевых качеств у подростков средствами физической культуры и спорта 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложения 89

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

3. Алхасов, Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д. С. Алха- сов. - М.: МГОУ, 2013. - 178 с.

4. Амонашвили, Ш.А. Личностно гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 560 с.

5. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого самоопределения: 2-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

6. Анохин, П.К. Кибернетика функциональных систем: избр. труды / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1998. - 397 с.

7. Артеменков, А.А. Физическая культура: учебное пособие / А.А. Артеменков, З.С. Варфоломеева, М.К. Одноочко. - Череповец: ЧГУ, 2012. - 152 с.

8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

9. Байер, Е.А. Коррекция развития нравственно-морально-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Байер. - Тула, 2000. - 149 с.

10. Бальсевич, В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В.К. Бальсевич // Вопросы философии. - 1981. - № 8. - С. 78-89.

11. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

13. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Воронеж: НПО «Модэк», 2001. - 352 с.

14. Болизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и морально-волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Болизова // Психологический журнал. - Том 19. - 1998. - № 4. - С. 27-40.

15. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: Надежда, 2000. - 270 с.

16. Быков, В.С. Потребностно-мотивационный подход к физическому совершенствованию учащейся молодежи / В.С. Быков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 4. - С. 38-40.

17. Вавилов, Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно- оздоровительной программы для детей и молодежи / Ю.Н. Вавилов, К.Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 54-56.

18. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В.В. Василькова. - СПб: Лань, 1999. - 352 с.

19. Веденев, А.В. Воспитание воли у ребенка в семье / А.В. Веденев. - М.: АПН РСФСР, 1952. - 156 с.

20. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов 

Соблюдение режима учебы, дня, питания требует от подростков немалых морально-волевых усилий, в то же время способствует укреплению здоровья и повышению эффективности воздействия физических упражнений.
Таким образом, к средствам физической культуры, формирующим морально-волевые качества подростков, относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические правила и нормы (факторы). Они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и обусловливают эффективность применения для формирования различных личностных качеств, поскольку:
позволяют удовлетворить стремление детей среднего школьного возраста к физическому совершенствованию, ускорению темпов собственного развития, потребности в укреплении здоровья, гармоничному развитию;
обеспечивают желание детей среднего школ