Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Скачать дипломную работу на тему: Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры . В которой определено выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить целесообразность использования дидактической игры с детьми старшего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Изучен процесс использования дидактической игры в дошкольном образовательном учреждении
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.07.2025
Объем файла
278 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос об общем развитии интеллектуально-познавательного потенциала дошкольников остается актуальным и на сегодняшний день. Особенности детства заключаются в том, что в этом возрасте очень быстро происходит накопление знаний, зарождается язык, развивается познавательный процесс, ребенок осваивает простейшие приемы интеллектуальной деятельности. Доказано, что интенсивное интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте повышает качество обучения детей в школе.
Игра — наиболее восприимчивая и естественная деятельность детей, их личный способ переработки впечатлений, получаемых от окружающего мира. Игра наглядно показывает уровень развития мышления ребенка, воображения, его эмоций, деятельности, потребности в общении.
 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………........................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………….……..................................................................................................... 7
1.1. Особенности организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………........................................................... 7
1.2. Анализ понятия «дидактическая игра» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….…......................... 11
1.3. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения…...............................15
ВЫВОДЫПОПЕРВОЙГЛАВЕ……………………………………………….............................. 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»  25
2.1 Диагностика уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста…25
2.2 Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста в дидактической игре. ……………………………………………………………………….….................................. 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста в дидактической игре и обобщение результатов исследования……………………………….... ……………………………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………….……………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….........…………….64

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…………………68
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 287 от 04.04.2018) [Электронный ресурс] / URL: https://drive.google.com/file/d/1YiWagPZFWe_Owx_E9KCafhiqAgACPrem/view (Дата обращения: 12.02.2019г.)
Абромян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абромян, Т.В. Антонова и др.— М., 2009. – 195 с.
Аванесова, В.Н. Дидактические игры [Текст] / Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н. Аванесовой. — М., 2010. – 245 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. Психология личности: Учебник. ̶ М.: Изд-во МГУ, 1990. ̶ 367 с.
Антюхина, А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А.В. Антюхина. ̶ М., 2011г. – 98 с.
Богусловская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З.М. Богуславская. ̶ М., 2013г. – 301 с.
Беспалько, В.П. Новые методы и средства обучения [Текст] / В.П.Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. ̶ М., Педагогика, 1989г. ̶ 192 с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К.Бондаренко. ̶ М., 2009г. – 67 с.
Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет). ФГОС [Текст] / под ред. С.Д. Ермолаева. СПб: Детство ̶ Пресс, 2015г. ̶ 16 с.
Венгер, Л.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию [Текст] / Л.А. Вагнер. ̶ М., Просвещение, 1978г. ̶ 95 с.
Волкова, Н.П. Педагогика [Текст] / Н.П. Волкова. ̶ К.: Видавничий центр «Академія», 2003г. — 576 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /
Л. С. Выготский. ̶ СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

С целью формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста мы провели ряд дидактических игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность.

Первая группа игр – это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — непохож», «Что за птица?»). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.