Роль семьи в формировании нравственности младшего школьника
Введение
На сегодняшний день каждый человек задумывался о том, что такое нравственность. Моральные нормы и нравственные установки в обществе, постоянная смена ценностей и приоритетов у молодежи, постепенное разрушение личных установок и принципов старшего поколения – все это и является актуальной проблемой современного русского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в первую очередь, предусматривает духовно-нравственное воспитание и обучение каждого обучающегося, включая принятие моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей. В настоящее время перед учителями начальных классов стоит важная задача научить детей основам либеральности и патриотизма, нравственности и гуманизма. Они должны сформировать толерантную и отзывчивую личность, которая уважает свою семью, любит и ценит свой народ и Родину.
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственности младшего школьника в семье. 7
1.2. Способы формирования нравственности у младшего школьника. 12
1.3. Взаимодействие семьи и школы при формировании нравственности младшего школьника. 17
Список литературы
1.Азаров, Н. И. Краткий словарь по философии [Текст] / Азаров Н. И., Айзикович А. С., Аникеев Н. П. и др. — 4-е изд. — Москва: Политиздат, 1982. — 431 c.
2.Акутина, С. П. Воспитание = семья и школа. [Текст] / Акутина, С. П. — Москва: Просвещение, 2006. — 43 c.
3.Аристотель. Сочинение в в четырех томах. Том 4 / Перев. и ред. А.И. Доватура [Текст] / Аристотель. - Москва: Издательство социально-экономической литературы "Мысль", 1983. — 830 c.
4.Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1979 – 32 с.
5.Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи [Текст]: учебно-метод. пособие / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 224 с.
6.Бежевец, Д.А. Взаимосвязь школы и семьи в духовнонравственном образовании школьников [Электронный ресурс] / Д.А. Бежевец // Современные научные исследования и инновации. – Апрель, 2014. – № 4. Режим доступа http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32834 (дата обращения 23.05.2023).
7.Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан — 2-е изд. — СПб: Питер, 2000. — 304 c.
8.Варюхина, С. И. Истоки доброты. [Текст] / С. И. Варюхина. - Минск: 1987. — 324 c.
9.Волокитина, Ю. Н. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. [Текст] / Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2017. — 104 c.
10.Выдренкова, А. А. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников [Текст] / А.А. Выдренкова. - Тольятти, 2016. 176 с.
11.Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева. – М.: Начальная школа, 2015- 13 с.
12.Гегель, Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. — 2-е изд. — Москва: Мысль, 1990. — 232 c.
Для разработки методических и практических рекомендаций для родителей по формированию нравственного воспитания младшего школьника мы обратились к труду В. А. Сухомлинского «Родительская педагогика» [33].
Предлагаем вам рекомендации по созданию благоприятных условий, способствующих формированию и укреплению нравственных ценностей ребенка.
1. Атмосфера любви. Такая атмосфера оказывает сильное влияние на психику ребенка. Чувствуя любовь, поддержку, чуткость и заботливость, дети начинают открыто выражать свои чувства, сочувствовать близким, а также формировать и реализовывать собственные нравственные ценности. Без любви, человек не способен на уважение к другим людям, а в особенности к своим родителям.
По словам американского психолога Джеймса Добсона: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознает свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции» [16].
2. Атмосфера искренности. Многие родители прибегают ко лжи, как в тяжелых жизненных ситуациях, так и в повседневных делах, например, уход одного родителя из семьи или же смерть близкого человека. Важно учитывать тот факт, что каждый ребенок, даже в таком раннем возрасте, обладает высокой интуицией. Он способен мгновенно распознать любую ложь или симуляцию. Если вам сложно рассказать ребенку правду о случившемся, лучше говорить честно и прямо об этом. Такие фразы как «тебе рано о таком знать» или «ты не поймешь» только усугубят ваши отношения с ребенком. Появится не только большее любопытство, но и неуверенность в себе. Лучше говорить так: «Я не могу сказать тебе об этом сейчас: каждый человек имеет право хранить свои секреты». Таким образом, у ребенка будут воспитываться деликатность и искренность [9].