Воспитание волевых качеств личности школьников в процессе физического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Воля представляет собой одно из важнейших качеств человеческой личности. Трудно представить родителя или педагога, которые бы не стремились развить волевые качества у своих детей и воспитанников. Все хотят, чтобы порастающее поколения было целеустремленным, настойчивым, волевым. Волевые качества помогают человеку поставить цель и достичь намеченного. Можно предположить, что формирование воли – это одна из основных линий становления личности.
Достаточно полная характеристика волевой активности личности школьников, особенно подросткового возраста может быть получена в процессе наблюдения за настойчивостью, решительностью, инициативностью, выдержкой, самостоятельностью, дисциплинированностью и организованностью, проявляемых в том или ином виде деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие о сущности и специфике волевых качеств в современной психолого-педагогической науке 5
1.3. Футбол как средство воспитания воли и волевых качеств. 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 28
2.2. Организация исследования. 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. 32
3.2. Динамика показателей сформированности волевых качеств школьников подросткового возраста 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Басов М.Я. Личность и профессия. Воля как предмет функциональной психологии. – СПб. [и др.]: Питер, 2020. – 220 с.
Батыршина А.Р. 100 лет исследованию воли: воля, волевые качества, волевая регуляция: антология методик отечественной психологии. – М.: Флинта, 2023. – 380 с.
Болотин А.Э., Карпова С.Н., Бакаев В.В. Теория и методика спорта высших достижений: учебное пособие. – СПб.: Политех-Пресс, 2022. – 156 с.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности школьников в процессе занятий физической культурой / М.А. Абдулаева [и др.] // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 15. № 3. – С. 5-11.
Гаевская О.В. Воспитание морально-волевых качеств у подростков средствами физического воспитания в школе // В сборнике: Новой школе – здоровые дети. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2022. – С. 55-59.
Григорьев О.А., Стеблецов Е.А., Сабирова И.А. Теория спорта и технологии подготовки спортсменов: учебное пособие. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2019. – 259 с.
Зайцев А.П. Физическая культура. Футбол: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022. – 128 с.
Клименко А.А., Кузнецова З.В., Кураева Д.А. Физическая культура и спорт: учебное пособие. – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2019. – 205 с.
Ковальчук И.А., Пухов А.С., Пожималин В.Н. Субъект деятельности: психология мотивации, эмоций, воли, личности, индивидуальности: учебное пособие. – Рязань: Изд-во Колупаева Е.В., 2022. – 191 с.
Кожевина А.П. Психология личности: учебное пособие. – Иркутск: Изд. дом Байкальского гос. ун-та, 2022 (Иркутск). – 107 с.
Коржова Е.Ю. Психология личности: рекомендовано в качестве учебника для вузов. – СПб. [и др.]: Питер, 2020. – 543 с.
Кузнецова Л.Э., Руденко А.М. Психология личности: учебное пособие. – Новочеркасск: Лик, 2018. – 113 с.
Курбанова П.М. О воспитании волевых качеств личности // Вестник Таджикского национального университета. – 2021. – № 1. – С. 149-156.
Кусова Д.О., Кусов Т.И. Воспитание волевых качеств на уроке физической культуры
Футбол является командной игрой. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает у спорстменов не только чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, но и развивает такие ценные моральные качества как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Тренер учитывает не только развитие личностных качеств спортсмена, но и внутригрупповые взаимодействия во время игры, формирование групповых свойств и качеств малой группы, в которые взодят сплоченность, создание положительного психологического климата в команде.
Главная задача в педагогической деятельности заключается в создании у футболистов готовности к выступлениям, которая должна сохраняться как до, так и во время матча. Готовность как состояние спортсмена характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, а также значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели. Тренеру важно при подготовке к матчу выработать у обучающихся разумную уверенность в своих силах и боевую готовность, но при этом нельзя допускать, чтобы уверенность подменялась самоуверенностью, это может привести к самоуспокоению, потере бдительности и ослаблению внимания[1].
Важная проблема психологической подготовки футболиста к соревнованиям – совершенствование его умения регулировать свое эмоциональное состояние. Обучение умению регулировать свое психическое состояние необходимо проводить не только в период подготовки к соревнованиям, но и в процессе всего годичного тренировочного цикла. Поэтому тренер должен на каждой тренировке убеждать футболистов в том, какое огромное значение для их подготовки, для преодоления трудностей имеют приемы самовоспитания и саморегуляции, и требовать, чтобы спортсмены систематически упражнялись в совершенствовании этих приемов. Настраивать на матч должен не только тренер, но и сам себя спортсмен. Для этого он должен научиться применять перед матчем приемы самовнушения, самоободрения, самоубеждения, самоприказа и т.д.
[1] Шемет И.С., Шемет С.С., Парфентьев В.И. Воля как метаспособность и её развитие в спортивной деятельности // В сборнике: Психология способностей и одаренности. – Ярославль, 2019. – С. 243.