Воспитание волевых качеств личности школьников в процессе физического воспитания

Скачать дипломную работу на тему: Воспитание волевых качеств личности школьников в процессе физического воспитания . В которой определена методика воспитания волевых качеств личности школьников в процессе физического воспитания. Изучены волевые качества школьников
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.07.2025
Объем файла
200 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Воля представляет собой одно из важнейших качеств человеческой личности. Трудно представить родителя или педагога, которые бы не стремились развить волевые качества у своих детей и воспитанников. Все хотят, чтобы порастающее поколения было целеустремленным, настойчивым, волевым. Волевые качества помогают человеку поставить цель и достичь намеченного. Можно предположить, что формирование воли – это одна из основных линий становления личности.
Достаточно полная характеристика волевой активности личности школьников, особенно подросткового возраста может быть получена в процессе наблюдения за настойчивостью, решительностью, инициативностью, выдержкой, самостоятельностью, дисциплинированностью и организованностью, проявляемых в том или ином виде деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА О ВОСПИТАНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Понятие о сущности и специфике волевых качеств в современной психолого-педагогической науке  5

1.2. Возрастные и педагогические особенности формирования волевых качестве личности школьников в учебно-воспитательном процессе. 13

1.3. Футбол как средство воспитания воли и волевых качеств. 21

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 28

2.1. Методы исследования. 28

2.2. Организация исследования. 30

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. 32

3.1. Обоснование методики воспитания волевых качеств школьников подросткового возраста посредством футбола. 32

3.2. Динамика показателей сформированности волевых качеств школьников подросткового возраста  35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 46

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Басов М.Я. Личность и профессия. Воля как предмет функциональной психологии. – СПб. [и др.]: Питер, 2020. – 220 с.
Батыршина А.Р. 100 лет исследованию воли: воля, волевые качества, волевая регуляция: антология методик отечественной психологии. – М.: Флинта, 2023. – 380 с.
Болотин А.Э., Карпова С.Н., Бакаев В.В. Теория и методика спорта высших достижений: учебное пособие. – СПб.: Политех-Пресс, 2022. – 156 с.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности школьников в процессе занятий физической культурой / М.А. Абдулаева [и др.] // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 15. № 3. – С. 5-11.
Гаевская О.В. Воспитание морально-волевых качеств у подростков средствами физического воспитания в школе // В сборнике: Новой школе – здоровые дети. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2022. – С. 55-59.
Григорьев О.А., Стеблецов Е.А., Сабирова И.А. Теория спорта и технологии подготовки спортсменов: учебное пособие. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2019. – 259 с.
Зайцев А.П. Физическая культура. Футбол: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022. – 128 с.
Клименко А.А., Кузнецова З.В., Кураева Д.А. Физическая культура и спорт: учебное пособие. – Краснодар: Изд-во КубГУ, 2019. – 205 с.
Ковальчук И.А., Пухов А.С., Пожималин В.Н. Субъект деятельности: психология мотивации, эмоций, воли, личности, индивидуальности: учебное пособие. – Рязань: Изд-во Колупаева Е.В., 2022. – 191 с.
Кожевина А.П. Психология личности: учебное пособие. – Иркутск: Изд. дом Байкальского гос. ун-та, 2022 (Иркутск). – 107 с.
Коржова Е.Ю. Психология личности: рекомендовано в качестве учебника для вузов. – СПб. [и др.]: Питер, 2020. – 543 с.
Кузнецова Л.Э., Руденко А.М. Психология личности: учебное пособие. – Новочеркасск: Лик, 2018. – 113 с.
Курбанова П.М. О воспитании волевых качеств личности // Вестник Таджикского национального университета. – 2021. – № 1. – С. 149-156.
Кусова Д.О., Кусов Т.И. Воспитание волевых качеств на уроке физической культуры

Футбол является командной игрой. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает у спорстменов не только чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, но и развивает такие ценные моральные качества как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Тренер учитывает не только развитие личностных качеств спортсмена, но и внутригрупповые взаимодействия во время игры, формирование групповых свойств и качеств малой группы, в которые взодят сплоченность, создание положительного психологического климата в команде.

Главная задача в педагогической деятельности заключается в создании у футболистов готовности к выступлениям, которая должна сохраняться как до, так и во время матча. Готовность как состояние спортсмена характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, а также значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели. Тренеру важно при подготовке к матчу выработать у обучающихся разумную уверенность в своих силах и боевую готовность, но при этом нельзя допускать, чтобы уверенность подменялась самоуверенностью, это может привести к самоуспокоению, потере бдительности и ослаблению внимания[1].

Важная проблема психологической подготовки футболиста к соревнованиям – совершенствование его умения регулировать свое эмоциональное состояние. Обучение умению регулировать свое психическое состояние необходимо проводить не только в период подготовки к соревнованиям, но и в процессе всего годичного тренировочного цикла. Поэтому тренер должен на каждой тренировке убеждать футболистов в том, какое огромное значение для их подготовки, для преодоления трудностей имеют приемы самовоспитания и саморегуляции, и требовать, чтобы спортсмены систематически упражнялись в совершенствовании этих приемов. Настраивать на матч должен не только тренер, но и сам себя спортсмен. Для этого он должен научиться применять перед матчем приемы самовнушения, самоободрения, самоубеждения, самоприказа и т.д.

 


[1] Шемет И.С., Шемет С.С., Парфентьев В.И. Воля как метаспособность и её развитие в спортивной деятельности // В сборнике: Психология способностей и одаренности. – Ярославль, 2019. – С. 243.