Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения
Введение
Актуальность темы исследования. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повлекло за собой значительные изменениям и масштабный пересмотр устоявшейся образовательной системы, что, в свою очередь, позволяет педагогам выстроить образовательный процесс по-новому[61].
В Федеральном государственном образовательном стандарте впервые было введено понятие универсальных учебных действий(личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) , которые формируются на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Нами более подробно будут рассмотрены коммуникативные учебные действия.
Авторы стандарта нового поколения принимают во внимание связи коммуникативных действий с основными учебными предметами, говоря о том, что основные виды коммуникативных и речевых умений, имеющие в свой основе универсальность характера, распространяются на все учебные предметы.
1.1.Понятие коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической литературе. 9
1.2.Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. 14
1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 22
2.3. Результативность реализации комплекса занятий «Думай, решай взаимодействуй!» 64
- Арефьева, О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М.Фрефьева// Начальное образование. 2012
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008. С. 10- 15.
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Бурменская И. А. Володарская и др. // Просвещение, 2011 – 284 с.
- Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков 13.00.01: дисс. …канд. пед. .наук: 13.00.01: / Э.И.Аюпова. – М.,
- Бабаева, А.Г. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения / А.Г. Бабаева. – М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
- Болтуть, Е.В. Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. 1Х Междунар. студенческого форума, г: Волгоград, 20-22 мая 2015 г – М: Планета, 2015. – 224 с.
- Бондырева, С.К.. Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб. пособие / Бондырева С.К.. Мурашов A.A - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж, 2007. – С. 5-66.
- Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе // Национальный психологический журнал – 2011. – №1(5) – с.104-110.
- Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища / Г.С. Васильев. – Свердловск, 2010. – 134 с.
- Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019 – 136 с.
Параграф 1.3 построен на основе анализа различной литературы (примерная программа, журнал «Начальная школа», учебные пособия). Исследование материалов велось в направлении возможностей формирования коммуникативного аспекта. Наибольшее внимание в этом вопросе было уделено анализу учебников по литературному чтению двух образовательных программ «Школа диалога» и «Планета знаний». Анализ осуществляла в контексте формирования разных видов речи - репродуктивная речь, интерпретативная речь, рецептивная речь и креативная речь, которые фундамент для организации сотрудничества в коллективе.
Рассмотрение процесса формирования выдвинутых умений с такой стороны позволило понять, что учебные пособия имеют в своей структуре довольно широкий круг задний для формирования способности к взаимодействию, но не все включены в работу комлексно, в связи с чем возникла необходимость как диагностирования коммуникативных умений, так и разработки комплекса занятий для полноценного данного аспекта.