Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения

Скачать дипломную работу на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения . В которой определен процесс развития универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения . Изучены определения критериев оценивания уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.07.2025
Объем файла
165 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повлекло за собой значительные изменениям и масштабный пересмотр устоявшейся образовательной системы, что, в свою очередь, позволяет педагогам выстроить образовательный процесс по-новому[61].
В Федеральном государственном образовательном стандарте впервые было введено понятие универсальных учебных действий(личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) , которые формируются на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Нами более подробно будут рассмотрены коммуникативные учебные действия.
Авторы стандарта нового поколения принимают во внимание связи коммуникативных действий с основными учебными предметами, говоря о том, что основные виды коммуникативных и речевых умений, имеющие в свой основе универсальность характера, распространяются на все учебные предметы.

Оглавление

Введение. 3

Глава1. Теоретическое обоснование процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения. 9

1.1.Понятие коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической литературе. 9

1.2.Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. 14

1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе  22

Вывод по первой главе. 28

Глава 2.Экспериментальное исследование развития коммуникативных УУД младшего школьника на уроках литературного чтения. 31

2.1. Исходное состояние и проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 31

2.2. Разработка комплекса занятий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. 48

2.3.   Результативность реализации комплекса занятий «Думай, решай взаимодействуй!»  64

Выводы по второй главе. 72

Заключение. 75

Список литературы.. 80

Список литературы

  1. Арефьева, О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М.Фрефьева// Начальное образование. 2012
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. –  М.: Просвещение, 2008. С. 10- 15.
  3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Бурменская И. А. Володарская и др. // Просвещение, 2011 – 284 с.
  4. Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков  13.00.01: дисс. …канд. пед. .наук: 13.00.01: / Э.И.Аюпова. – М.,
  5. Бабаева, А.Г. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения / А.Г. Бабаева. – М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
  6. Болтуть, Е.В. Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. 1Х Междунар. студенческого форума, г: Волгоград, 20-22 мая 2015 г  –  М: Планета, 2015. – 224 с.
  7. Бондырева, С.К.. Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб. пособие / Бондырева С.К.. Мурашов A.A - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж, 2007. –  С. 5-66.
  8. Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе // Национальный психологический журнал – 2011. – №1(5) – с.104-110.
  9. Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища / Г.С. Васильев. – Свердловск, 2010. – 134 с.
  10. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019 – 136 с.

Параграф 1.3 построен на основе анализа различной литературы (примерная программа, журнал «Начальная школа», учебные пособия). Исследование материалов велось в направлении возможностей формирования коммуникативного аспекта. Наибольшее внимание в этом вопросе было уделено анализу учебников по литературному чтению двух образовательных программ «Школа диалога» и «Планета знаний». Анализ осуществляла в контексте формирования разных видов речи -  репродуктивная речь, интерпретативная речь, рецептивная речь и креативная речь, которые фундамент для организации сотрудничества в коллективе.

Рассмотрение процесса формирования выдвинутых умений с такой стороны позволило понять, что учебные пособия имеют в своей структуре довольно широкий круг задний для формирования способности к взаимодействию, но не все включены в работу комлексно, в связи с чем возникла необходимость как диагностирования коммуникативных умений, так и разработки комплекса занятий для полноценного данного аспекта.