Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе
ВВЕДЕНИЕ
Малокомплектная школа – это школа с небольшой наполняемостью классов, а вследствие этого небольшим составом учителей. В школе может отсутствовать какой-либо класс. В типичной малокомплектной школе может обучаться от одного до десяти детей в классе, поэтому к такому разряду можно отнести школы, в которых обучается до 100 учащихся. Слово «малокомплектная школа» характеризует не только начальную, но и среднюю сельскую школу. [4, с. 7]Примером этого является наша Шивилигская основная общеобразовательная школа с количеством обучающихся с 1 по 9 классы – 34 человек.Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов.[2, с. 8]Из-за небольшого количество классов в школе работают 11 учителей. Выделяя особенности малокомплектной школы, мы в первую очередь говорим о трудностях, а вот о преимуществах вспоминаем не сразу. А таких преимуществ довольно много, их нужно не только знать.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. УРОК, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ…..6
Планирование учебной работы………………………………………..….…6
Методика проведения уроков физической культуры……………..……….7
Оценивание на уроках физической культуры……………………...……….9
Организация урочных занятий в МБОУ «Шивилигская основная общеобразовательная школа»……………………………………………...……….9
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………..11
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста……11
2.2 Малокомплектная школа……………………………………………………....15
2.3 Особенности уроков в малокомплектной школе……………………………..17
2.4 Основные способы организации занятий……………………………………..28
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………...31
3.1 Методы и исследования………………………………………………………..31
3.2 Организация и результаты собственных исследований……………………..31
3.3 Малокомплектные школы Республики Тыва………………..……………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….38
Список литературы
Алексеева, А.В. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе/А.В.Алексеева. – Я.: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1984. – 104 с.
Больевич, В.К. «Физкультура и спорт – ваши дети». M.: 1998 г.
Горчакова, Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей. -2-е изд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 2003 г –160 с.
Дубровина, И.В., Данилова Е.Ё., Прихожина А.М. «Психология». М.: 1999 г.
Загорския, Б.И., Залетаев И.П. «Физическая культура, практические пособия» М.: 1989 г.
Качалкин, В.М. «Методика физического воспитания» М.: 1989 г.
Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе. 3-е издание М.: 2001 г.
Крюкова, В.С. «Книга учителя физической культуры» М.: 2003 г.
«Настольная книга учителя» под редакцией Л.Б. Комана М.: 1998 г.
«Начальная однокомплектная школа» М.: 2000 г.
«Не классные модели» Народное образование 2000 г.
«Организация урока» У. Древа М.: 2003 г.
Пензулаева, В.И. «Малочисленная школа». М.: 2000 г.
Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: книга для учителя/Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1990 – 142 с.
Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. М.: 1981 г.
Подласый, И.П. «Педагогика». М.: 2004 г.
Рыльцов, П.А. «Воспитание и работа в сельской школе» М.: 2002 г.
Составский, И.Ю. «Энциклопедия – словарь юного спортсмена» М.: 2001 г.
Стрезикозин, В.П. «Организация занятий в малокомплектной школе». М.: 2000 г.
Суворова, Г.Ф. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы: книга для учителя /Г.Ф. Суворова. – М.: Просвещение, 1990. – 157с.
«Физическая культура в школе» № 3 1998 г.
Фролов, В.Г. «Физкультурные занятия с детьми младшего школьного возраста» М.: 2006 г.
Фролова, П.Т. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: книга для учителя /П.Т. Фролова. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.
Юркин, В.Г. «От А до Я по стране спорта» М.: 2004 г.
Уроки физической культуры в малокомплектной школе ведутся согласно по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию обучающихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.В данной части урока применяются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, простые игровые задания, игры малой интенсивности. Учитель акцентирует интерес старших детей на чёткое выполнение команд и распоряжений, способность удерживать дистанцию в ходьбе и беге.В беговых упражнениях спереди находятся старшие дети, а за спиной младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами, а также по внешним признакам утомления всех обучающихся.В основной части урока (25 минут) решаются наиболее непростые задания обучения – освоение нового программного материала по развитию движений, повторение изученного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся каждого класса.