Возрастная динамика становления зрительных функций и их роль в психическом развитии ребёнка
Введение
Курсовая работа посвящена исследованию возрастной динамики становления зрительных функций и их роли в психическом развитии ребёнка. Проблемы возрастной динамики становления зрительных функций в работе рассматриваются как с теоретических позиций российских, так и зарубежных исследователей.Интерес к теме связан с тем, что зрительное восприятие определяет правильное физиологическое и психологическое развитие ребенка. На каждом жизненном этапе хорошее зрение необходимо, так как оно является одним из главных источников получения информации, помогает малышу держать равновесие, научиться ходить, а младенцу – видеть и держать эмоциональную связь с мамой.Также отмечается что ,с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями зрения. На это влияет и быстрый темп жизни человека, и большая нагрузка на зрительный аппарат гаджетами. Проблема со зрением влияет и на речевой аппарат. Каждый второй человек в России имеет проблемы со зрением.
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Характеристика зрительных функций.……………………….4
1.1. Характеристика центрального зрения…………………………….4
1.2. Характеристика цветовосприятия………………………………..11
1.3 Характеристика периферического зрения………………………..17
1.4 Характеристика светоощущения…..………………………………21
1.5 Характеристика бинокулярного зрения…………………………..24
Глава 2. Изучение возрастной динамики зрительных функций и их роли в психическом развитии ребёнка……………………………32
2.1 Становление центрального зрения и его роль в психическом развитии ребенка……………………………………………………………………33
2.2 Становление цветовосприятия и его роль в психическом развитии ребенка…………………………………………………………………. ..40
2.3 Становления периферического зрения и его роль в психическом развитии ребенка……………………………………………………………………45
2.4 Становление светоощущения и его роль в психическом развитии ребенка…………………………………………………………………. ..48
2.5 Становление бинокулярного зрения и его роль в психическом развитии ребенка……………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………. 53
Список литературы……………………………………………………56
Список используемой литературы
Аветисов, С. Э. Офтальмология. Национальное руководство / под ред. Аветисова С. Э. , Егорова Е. А. , Мошетовой Л. К. , Нероева В. В. , Тахчиди Х. П. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 752 с.
Богданова Т.Л. ,Солодова Е.А. Биология: справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ГИА(ОГЭ и ГВЭ) ,ЕГЭ и дополнительным вступ. испытаниям в вузы/ Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова . — М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2019. — 816 с.: ил.
Билич Г.Л Анатомия человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — 2-е изд. —- Москва : Эксмо,2020. — 240 с. + ил. —- (Медицинский атлас).
Бондарь В. А Книга ПРО ЗРЕНИЕ для ответственных родителей / Вадим Бондарь. — СПб.:Портал, 2021. — 192 с.
Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950 (20-я тип. Союзполиграфпрома). - 508 с., 1 л. табл. : ил., табл.; 22 см.Габдрахманова А.Ф. , Каюмов Ф.А , Авхадеева С.Р. Значение строения и функции органа зрения в клинической практике: учеб. пособие / Сост.: А.Ф. Габдрахманова, Ф.А. Каюмов,С.Р. Авхадеева. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России,2016 – 72 с.: ил. 37
Егоров, Е. А. Офтальмология / Алексеев В. Н. , Астахов Ю. С. , Басинский С. Н. и др. / Под ред. Е. А. Егорова - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с.
Жукова О. В. , Французова Л. В. Психологические особенности детей с косоглазием // Пермский медицинский журнал. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-s-kosoglaziem
Закирова Х. Д. Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2009. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofizicheskoe-vozdeystvie-tsvetooschuscheniya-na-effektivnost-poznavatelnoy-deyatelnosti-lichnosti.
Зарифьян А.Г. Физиология Анализаторов:Учебное пособие / А.Г. Зарифьян, Т.Н. Наумова, В.П. Ильичев. – Бишкек: изд-во КРСУ, 2010 – 152 с.
Люди, страдающие расстройствами цветоощущения, не способны различить цифры на тестовых картинках. Методика исследования проводится так: испытуемый сидит спиной к источнику освещения(это могут быть, например лампы или дневной свет),таблицы предъявляются с расстояния одного метра на уровне глаз испытуемого, располагая их вертикально. Длительность показа каждого теста таблицы не более трех пяти секунд. Если испытуемый называет правильно все цифры на таблицах(их 27 штук),то у него нормальная трихромазия. Если неправильно называет от одного до двенадцати таблиц, значит у испытуемого аномальная трихромазия. Большее количество неправильных ответов соответствует дихромазии. Другой способ исследования цвето-восприятия, с помощью аномалоскопов, не менее интересный. Суть исследования заключается в следующем: испытуемому предлагается сравнивать два поля, освещаемые разными цветами. Одно должно освещаться желтым цветом, другое – красным и зелёным. В итоге, при трихромазии испытуемый должен получить, путём смешения красного и зеленого цвета, желтый, который по тону и яркости соответствует контролю.
Цветовосприятие является самой изученной функцией зрительного анализатора. Уже с древних времен люди пытались разобраться как в строении самого зрительного анализатора, так и в функции цветовосприятия. Самая ранняя теория – теория Демокрита. Он считал, что само зрительное ощущение формируется посредством попадания в глаз атомов, испускаемых светящимся телом. Первым, кто дал описал строение человеческого глаза, был медик Гален.