Развитие логического мышления средствами занимательной математики у детей старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Развитие логического мышления средствами занимательной математики у детей старшего дошкольного возраста. В которой определен уровень развития логического мышления у детей старшей группы. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития логического мышления у дошкольников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.07.2025
Объем файла
867 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления…………………………………………………………………...8
Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..12
Направления исследования становления логического мышления детей.17
Современный подход новых программ и методик……………………22
Краткий вывод по главе I……………………………………………………23
ГЛАВА II. II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)………………………….26
2.2 Развитие мыслительных операций у детей экспериментальной группы исследования в процессе использования элементов занимательной математики……………………………………………………………………35
2.3 Выявление динамики уровня развития логического мышления у дошкольников подготовительной группы (контрольный эксперимент)…39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСЛОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников.- М.; ВЛАДОС, 2013.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.; ВЛАДОС, 2004.
Береславский Л.Я. Азбука логики.- изд-во «Астрель», М. 2001.
Дубровина И.В., Прихожан А.М, Зацепин И.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология — М., изд. центр «Академия», 2003.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? - М.: Изд. ГНОМ, 2012.
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М., Олма-пресс, 2004.
Михайлова З.А. Математика от трех до семи. С-П.; Детство-Пресс, 2010.
З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. С-П.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений: - М.: ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 11. Мышление.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - С-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
Симонов П.В., 1984., с.9 (Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие - О.: Наука и техника. 2007.)
Светлова И.Е. Развиваем логику. - М.: Эксмо, 2007.
Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие. Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе. - М.: изд. центр «Академия», 2002.
Столяр А.А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1996.
Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. - Екатеринбург: ООО КнигоМир, 2010.
Бурдина С.В. Найди, что не подходит. - Серия «Умный малыш». - Киров: Дом печати — ВЯТКА, 2012.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся находить одинаковые фигуры. - Комплект «Ступеньки к школе». Тетрадь №3. - М.: ООО «Дрофа», 2000.

В современной психологии — мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [9].В психологии приняты различные классификации видов мышления. Одним из оснований классификации является то, с помощью чего решается возникшая проблема. Она может быть решена с помощью практического действия — наглядно-действенное мышление; с помощью образов — наглядно-образное мышление; с помощью использования понятий, логических конструкций на базе языковых средств — словесно-логическое, или абстрактно-логическое мышление.Наглядно-действенное мышление — мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах — значит действовать, манипулировать ими) [14]. Отличительная особенность наглядно — образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти [14].