Обоснование проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста средствами визуальных искусств и разработка дидактического пособия «Сказочная страна эмоций»
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции относятся к личностным образованиям и являются составляющими социально-психологической характеристики человека. В процессе развития эмоции играют важную роль в формировании и воспитании личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка начинается очень рано, следовательно, нет возрастных ограничений и предпочтений в работе с эмоциональной сферой. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов, во многом определяются социальными условиями существования. Нормальное эмоциональное развитие ребенка заключается в переходе от бессознательного непроизвольного аффективного реагирования на внешние раздражители в раннем возрасте к сознательному пониманию социальных эмоций других людей, произвольному выражению ребенком многообразия доступных ему переживаний к концу дошкольного возраста.
Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сенситивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детс
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИССКУСТВА6
1.1. Исследование проблемы эмоционального развития детей в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогический потенциал визуальных видов искусств как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕДСТВОМ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ 24
2.1 Выявление исходного уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 24
2.2 Разработка дидактического пособия «Сказочная страна эмоций», направленного на эмоциональное развития детей старшего дошкольного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФЗ «Об образовании» №273-ФЗ. С учетом изменений от 3 февраля 2014 г. №11 ФЗ, 15 ФЗ. – М.: Проспект, 2014
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
4 Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. – Саб. : Союз, 2019. – 96 с.
5. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. . – СПб., 2020. С.35.
6. Детская практическая психология: Учебник [текст]/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
7. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч.[текст] / Н.С. Ежкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 127 с.
8. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2: учеб.-метод. пособие: в 2 ч.[текст] / Н.С. Ежкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 127 с.
9. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1995. – 218 с.
10. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : 1985. – 198 с.
11. Золотухина, А. А. Эмоциональное развитие дошкольников в продуктивной изобразительной деятельности / А. А. Золотухина // Новая наука: современное состояние и пути развития. – Уфа : ООО Агенство международных исследований, 2016. – № 7-1. – С. 14-16.
12. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СанктПетербург : Питер, 2007. – 464 с.
13. Изард, К. Э. психология эмоции [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с.
14. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е. К. Изотова. – М. : Академия, 2004. – 235 с.
15. Изотова, Е. И. Эмоциональная
Изменения, происходящие в эмоциональной сфере обусловлены, также, развитием познавательной сферы личности – самопознания. С активным использованием и включением речи в эмоциональные процессы происходит интеллектуализация, добавляя к эмоциональным процессам осознанность и обобщение. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Характеризуя эмоциональную сферу ребенка 4-6 лет, можно сказать о ее спокойном эмоциональном фоне восприятия проявления эмоций в следующей последовательности: «желание, представление, действие, эмоция»; о более управляемым эмоциональным процессам; развитии эмоционального предвосхищения; появлении аффективных реакций и новых мотивов для деятельности; способности оценивать своё поведение. У ребенка шести лет чувства преобладают над всеми его сторонами жизни: он экспрессивен (чувства быстро и ярко вспыхивают).