Выявление эффективных средств волонтерской деятельности для профилактики девиантного поведения старших подростков в образовательной организации
Введение
Актуальность проблемы девиантного поведения обусловлена отягчающей тенденцией к увеличению числа школьников с отклонениями в поведении. Таким образом, вопрос предотвращения девиантного поведения подростков является одним из основных факторов организации образования. В последнее время по ряду причин, включая нестабильность общества и интенсивные социальные изменения, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также их девиантное поведение, часто приводящее к деградации и саморазрушению.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими изменениями, переходом к рыночным отношениям, которые значительно обострили социальные проблемы и увеличили уровень бедности большого числа людей.
Актуальность профилактики обусловлена тем, что в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, который определяется психологическими особенностями подростка (противоречие,
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 7
1.1 Подходы к изучению девиантного поведения в отечественной и зарубежной науке 7
1.2 Причины и факторы возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3 Содержание, типология и маркеры проявления девиантного поведения в младшем подростковом возрасте 22
1.4 Волонтерская деятельность как метод профилактики девиантного поведения старших подростков в образовательной организации 27
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Опытно-экспериментальная работа по профилактике подростков средствами волонтерской деятельности 40
2.2 Реализация комплекса мероприятий по волонтерской деятельности, направленного на профилактику девиантного поведения подростков 45
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 53
Выводы по второй главе 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М.: Пер Сэ, 2015 427 с.
2. Аветисян С. Г., Максимова Е. Ю. Особенности использования арт-терапии для психокоррекции эмоционального климата в семье // Научный потенциал. 2021. № 3 (34). С. 103-105.
3. Александров А. А. Современная психотерапия. СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2004. 288 с.
5. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа. Философский очерк // Развитие личности. 2013. № 2. С. 110-184. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/rl20132/854.html (дата обращения: 10.10.2021).
6. Афанасенкова Е. Л., Лукашова Н. А. Влияние стилей взаимоотношений в семье на агрессивность подростков // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2021. С. 140-148.
7. Бандура А. Теория социального научения; пер. с англ. А. Грузберга. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
8. Белобрыкина О. А., Лимонченко Р. А. Социально-психологический профиль подростка с поведенческими нарушениями // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы /О. О. Андронникова, Л. Б. Шнейдер, О. А. Белобрыкина и др.; под науч. ред. О. А. Белобрыкиной; М-во науки и высшего образования РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГГГУ, 2019. С. 100-115.
9. Белых В. В., Тодышева Т. Ю. Психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков // Молодёжь Сибири –
науке России: материалы международной научно-практической конференции / сост. Л. М. Ашихмина. Красноярск: Издательство Сибирского института бизнеса, управления и психологии, 2020. С. 21-23.
10. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14-41.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
12. Ботова Э. К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, 2013.С. 29-32.
13. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
14. Буртонова И. Б. Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2015. № 3. С. 48-54.
15. Буторина А. Н. Основные направления профилактики отклоняющегося поведения несовершеннол
Необходимым моментом профилактики девиаций, должна стать вовлеченность подростков в жизнь класса и школы, в которой он обучается, предупреждение неуспеваемости учащихся.»
Среди наиболее известных подходов, в русле которых рассматривается девиантное поведение, можно назвать психоаналитическую теорию (К. Г. Юнг [81]), теорию личности (Э. Эриксон [79]) и теорию социального научения (А. Бандура [7]). Так психоаналитическая теория рассматривает девиантное поведение через призму интегративных взаимоотношений бессознательных и сознательных процессов [81]. Это позволяет рассмотреть проблему девиантного поведения с различных сторон.
В современной науке существуют различные теории, объясняющие природу девиантного или отклоняющегося поведения, каждая из которых делает акцент лишь на нескольких аспектах рассматриваемого явления – биологических, психологических, социальных [29; 43].
Биологический подход. Основоположником данного подхода принято считать тюремного врача Чезаре Ломброзо, который одним из первых стал рассматривать индивида с позиции его антропологических особенностей и их влияния на девиантные паттерны поведения.
Результаты исследований и выводы о «прирожденном» преступнике, отличающемся от других людей чертами «вырождения», нашли отражение в труде «Преступный человек». В рамках биологического направления Ч. Ломброзо девиантное поведение рассматривается