Проектная деятельность обучающихся по биологии, как средство самоопределения старшеклассников
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в соответствии с целями Национального проекта РФ «Образование» воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности основывается на решении ряда задач, определенных в этом документе, одной из которых является «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Так, в современном обществе организация профориентационной работы является одной из важнейших задач образования. Известно, что профориентационная работа в общеобразовательных школах включает в себя комплекс мероприятий, направленных на личностное развитие старшеклассника, на формирование предпрофессиональных намерений. Результатом профессионального самоопределения является готовность к осознанному выбору будущей профессии.
В современном мире, в котором мы наблюдаем
Оглавление
Введение 7
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 12
1.1 Профессиональное самоопределение старшеклассников, как педагогическая проблема 12
1.2 Современные методы профессионального самоопределения старшеклассников 20
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Проектная деятельность в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
2.2 Проектная деятельность на уроке биологии 35
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 42
3.1 Обоснование методик и описание выборки исследования 42
3.2 Основные этапы педагогического эксперимента 46
3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Заключение 66
Список использованной литературы 67
Приложение 1 73
Приложение 2 74
Список использованной литературы
1. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профориентация при обучении ботанике и зоологии // Биология в школе. 2004. № 1. С. 26-32.
2. Анохин, А.А. Основные приоритеты молодежи при выборе профессии // Актуальные вопросы экономических наук. – № 2-3. – 2008. – С. 9-13
3. Бабушкина Т. А. «Школа и начало трудового пути», М.: Педагогика, 1985. – 80 с.
4. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
5. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2003 152 с.
6. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 – 236 с.
7. Березина А.В., Малахова Н.Г., Кукушкина С.С. Дорожная карта : профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке // Школ. б-ка: сегодня и завтра. 2021. № 11. С. 73-135.
8. Березина А.В., Малахова Н.Г., Кукушкина С.С. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке // Школ. б-ка: сегодня и завтра. 2021. № 10. С. 6-72.
9. Беспалова, Е. А. «ЕВРАЗ-класс» – энергия будущего»: модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия // Управление современной школой. Завуч. 2021. № 7. С. 49-69.
10. Булычева, М.Б. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология в школе.- 2008.- №16. - с. 22-23.
11. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка форм
Таким образом, достаточно высокая квалификация современного педагога дополнительного образования позволяет вести с учащимися проектную деятельность, направленную на выявление их заинтересованности, развитие их мышления, то есть на их профессиональную ориентацию. В образовательных организациях различного уровня проектная деятельность внедряется для усиления познавательной и мотивационной составляющих учебного процесса. Главными ее отличительными чертами являются высокая значимость разрабатываемой тематики для самих учащихся, личная заинтересованность учащихся, как правило, командная работа, продуктовый результат (материальный, информационный, социальнозначимый, творческий) [ REF _Ref125209027 \r \h 29, с. 87].