Формирование основ экологической культуры младших школьников в процессе изучения направления «охрана природы»

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование основ экологической культуры младших школьников в процессе изучения направления «охрана природы»". В которой обоснована структура и содержание методической разработки по формированию основ экологической культуры младших школьников в процессе изучения направления «Охрана природы».
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.07.2025
Объем файла
101 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В современном мире, все большую значимость приобретает экологическая культура, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.
Экологическая культура – это поведение и жизнь общества (отдельного индивида) на основе познания и рационального использования законов развития природы с учетом ближних и отдаленных последствий изменений среды природной под влиянием человеческой деятельности.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.
Вопросам проблемы формирования экологической культуры посвящены научные иссле

Оглавление

Введение 3

Пояснительная записка 5

1.1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования основ экологической культуры младших школьников 5

1.2 Обоснование структуры и содержания  методической разработки по формированию основ экологической культуры младших школьников в процессе изучения направления «Охрана природы» 7

1.3 Педагогические условия реализации проекта 12

Проектная часть 17

2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта 17

2.2 Методические рекомендации по реализации проекта 23

Список литературы 29

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2020. 

2. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск №5976 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

3. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 240с.

4. Активизация познавательной деятельности старших дошкольников через проблемные ситуации: Методическая разработка. – Ростов, 2015. – 23 с.

5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

6. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 92–94.

7. Белоусова Г.В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 39–43. 

8. Богоявленская А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов: Монография. – Тверь, 2016. – 160 с.

9. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 2006. – 216 с.

10. Брыкина Е.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром / Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 2. - С. 28-33. 

11. Булатова О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте  //Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 78-81.

12. Вахрушева Л. Н. Развитие познавательного интереса к природе у второклассников  // Начальная школа. – 2015. ‒ № 7. – С. 68-74.

13. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 5-8 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 70 с.

14. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. -М.: Вентана-Граф, 2004. - 240с.

15. Ворновская Н. И. Формирование познавательных интересов младших школьников (на материале краеведения) Калининград, 2013. – 28 с.

16. Гарифуллина И. В. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой  Сургут, 2008. – 20 с.

Им даются разнообразные индивидуальные и подгрупповые задания (наблюдать, собрать информацию, оформить ее в виде таблицы или схемы и т.д.). Затем организуется активная деятельность по работе с полученным на экскурсии материалом. Активность учащихся обеспечивается только в том случае, если предлагаются активные, в том числе исследовательские методы и задания. В таком случае инициатива детей возрастает, дети становятся все более самостоятельными, анализируя полученный на экскурсии материал.
Во-вторых, материалы и задания на экскурсии должны быть максимально конкретными в соответствии с возрастом младших школьников. Нежелательно, чтобы в процессе экскурсии педагог пользовался длительными словесными объяснениями и рассказами. Не должно быть отступлений от основной темы. Кроме того, число объектов на экскурсии не должно быть большим, не более 8-10. Объекты должны быть подобраны так, чтобы ребенок мог понимать взаимосвязи в природе, видеть в н