Возможности психологического консультирования педагогов, родителей и подростков по вопросам гендерных особенностей социального поведения школьников (на материалах школы № 25, г. Минск)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Тенденция возрастания девиантного поведения в подростковой среде актуализирует поиск эффективных путей профилактики его возникновения.
Девиация подростков является результатом неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе. Девиантное поведение подростков может быть последствием отсутствия внимания со стороны семьи и школы. Возникновению отклонений в поведении у подростков способствует все чаще выбираемый взрослыми попустительский стиль
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие социального поведения 7
1.2. Девиантное поведение как отклоняющееся социальное поведение 10
1.3 Направления формирования социального поведения подростков 15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ полученных результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков в условиях средней школы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», 2001. – 172 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Инновационные формы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 2. – С. 22-29.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. –216 с.
6. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
7. Васильева, Р. М. Социальное партнерство как механизм реализации задач профилактики девиантного поведения детей / Р. М. Васильева // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 2. – С. 11-13.
8. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М. : Генезис, 2009. – 470 с.
9. Власова, Н.В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения / Н. В. Власова, Г. А. Новокрещенова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - №4 (79). - С. 362-367.
10. Воронова, Т. Ф. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т. Ф. Воронова. – Санкт-Петербург : ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
11. Гаймалова, А. М. Социальная работа как профилактика социально-опасного поведения / А. М. Гаймалова // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи : Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 14 ноября 2019 года / Ответственный редактор Т.Т. Щелина. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2019. – С. 133-137.
12. Галич, Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
13. Головнева, О. С. Организация процесса изъятия ребенка из социально опасной среды в семье / О. С. Головнева, Н. А. Сасункевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. – № 8. – С. 33-34.
14. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 532 с.
15. Дадова, З. И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением / З. И. Дадова
На сегодняшний день наиболее распространены такие формы как:
–тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;
–тренинг аффективно-ценностного обучения, который основан на взгляде, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей;
–тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее