Арт-терапия как средство развития способностей у младших школьников
Введение
Актуальность. В настоящее время в школе будущего, то есть школе новых стандартов существует ряд проблем прошлого, например, такая, как проблема развития способностей учащихся младшего школьного возраста. Данной проблемой занимались давно, и она является одной из важнейших общенаучных проблем, исследуемых на философском, культурологическом, педагогическом, психологическом уровнях.В настоящее время, становится очевидным, что вопрос развития способностей детей волнует не только педагогов, но и родителей. Ведь имея под ногами почву в виде способностей, ребенок может стать успешным в современном мире, который развивается и не стоит на месте, достичь высот и принести максимальную пользу и в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому задача педагога помочь ребенку заложить этот прочный фундамент для дальнейшей жизни ребенка, помочь воспитанникам найти свое место в жизни, развить потенциал в процессе учебной деятельности.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития способностей у младших школьников……………………………………………………………………..…5
1.1. Понятие арт-терапевтического метода…………………….…………5
1.2. Роль арт-терапии в развитии способностей………………………..8
Глава 2. Эмпирическое исследование способностей у младших школьников………………………………………………………………………15
2.1. Этапы, методы, методики исследования……………………………15
2.2. Анализ результатов исследования………………………………...19
Выводы…………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27
Приложения …………………………………………………………………...29
Список используемой литературы
Андреева А.А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А.А. Андреева — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 87-89.
Березовская, Л.И. Арт-терапия в работе психолога с детьми [Электронный ресурс] // VI Международной научно-практической конференции на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». 2015. Режим доступа: http://mosi.ru/en/node/5615 (дата обращения 08.11.2022)
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: осуществление в танце жизни. / Ред.сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. — Москва: АСТ МОСКВА, 2017. - 731 с.
Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации. [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2017. Т.7. №2. ‒ с.86-101. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-art-terapii-v-deyatelnostiprakticheskogo-psihologa-v-organizatsii (дата обращения 05.11.2022)
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. / О.А. Ворожцова — М., 2019.
Выготский, Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский Комментарии В.В. Иванова. 5-е изд., испр. и доп.// М.: Лабиринт, 2018.– 272 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. 1-е издание. — Санкт-Петербург: Речь, 2020. — С. 8. — 310 с.
Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2017. – 221 с.
Копытин А.И. Арттерапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2016. – 336 с.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. / А.И. Копытин – СПб., 1999.
Копытин А.И. Практикум по арт-терапии / Под общ. ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2021. – 320 с.
Копытин А.И., Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - С.Пб.: Питер, 2002. – 366 с.
Драматерапию и музыкотерапию можно использовать на уроках литературного чтения, а песочную, рисуночную и цветотерапию можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе. Их можно использовать, как отдельно, там совмещая несколько методов. Также необходимо не только создавать условия как в процессе учебной деятельности, так и во внеучебной деятельности. Так как для проявления способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.Арт-терапия ‒ это один из самых творческих и интересных методов психологической работы, в котором используются возможности искусства, позволяющий получить положительные изменения в эмоциональном и личностном развитии человека. Методы арт-терапии можно также использовать в развивающей способности работе с детьми.Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Арт-терапевтическая область поистине безгранична и открывает широкие возможности [11].Таким образом, современный урок в начальной школе можно сделать интересным и полностью ориентированным на современные стандарты начального образования, а применение арт-терапии будет способствовать развитию способностей у младшего школьника, развитию самовыражения, эстетического опыта, воображения, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.