Диагностика информационной культуры старшеклассников
Современная молодежь живет в качественно новом социальном и информационном пространстве. Это наиболее активный «информационный потребитель». Как следствие, понятие «информационная культура» больше не является абстрактным и наполняется все более богатым содержанием. Информационная культура предполагает формирование навыков систематизации, умение отсеивать полученную информацию.В противном случае индивид станет пленником фейковых новостей и лавинообразных информационных потоков. Другими словами, процесс социализации личности в нынешних условиях включает медиасоциализацию. Важно, конечно, чтобы медиасоциализация не вытесняла другие формы, направления и средства социализации. Речь, в первую очередь, идет о гуманитарной составляющей данного процесса, которая ведет к формированию социальной субъектности молодежи. В ходе медиасоциализации многое меняется в образе жизни молодежи: структура свободного времени, формы образования, характер трудовой деятельности и межличностного общения.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся старших классов
2 Сущность и структура информационной культуры
3 Критерии и методы диагностики информационной культуры старшеклассников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1. Методы и организация исследования
2. Анализ и интерпретация результатов
3 Рекомендации по повышению информационной культуры старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Список использованной литературы:
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 247–256.
Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997.; Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000.
Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998, с. 18.
Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – С.7–44.
Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова. – М.: Международная педагогическая академия, 1999. – 236 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
Кон И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
Н.М. Розенберг приводит следующий перечень компонентов информационной культуры в содержании общего образования и досуга [18].Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Появление письменности, изобретение книгопечатания, создали целостную технологию накопления и распространения информации, а значит, формирования содержания информационной культуры общества, развития цивилизации в целом.Важные процедуры оперирования с информацией усваиваются в дошкольном возрасте и в начальных классах и совершенствуются в ходе дальнейшего развития. Речь идет, прежде всего, об определенных общеучебных умениях. К ним относятся умения бегло читать и сканировать текст с разной скоростью; составлять простой и сложный план информации текста или собственного изложения, реферировать и конспектировать учебные и другие тексты, составлять аннотации, резюме; отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять формализованные тезаурусы несложных текстов; составлять и использовать документы, картотеки, библиотечные каталоги; применять информационную технику и др., умения рассуждать, доказывать и обосновывать свои выводы; работать с графиками, таблицами, картами; строить способы контроля над ходом и результатами деятельности.Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В самом деле, в ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения других компонентов информационной культуры.Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационная культура, то в качестве важнейшего компонента можно выделить культуру диалога или культуру общения.