Диагностика информационной культуры старшеклассников

Скачать дипломную работу на тему: Диагностика информационной культуры старшеклассников. В которой определены рекомендации по повышению информационной культуры. Изучены особенности информационной культуры старшеклассников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.07.2025
Объем файла
198 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Современная молодежь живет в качественно новом социальном и информационном пространстве. Это наиболее активный «информационный потребитель». Как следствие, понятие «информационная культура» больше не является абстрактным и наполняется все более богатым содержанием. Информационная культура предполагает формирование навыков систематизации, умение отсеивать полученную информацию.В противном случае индивид станет пленником фейковых новостей и лавинообразных информационных потоков. Другими словами, процесс социализации личности в нынешних условиях включает медиасоциализацию. Важно, конечно, чтобы медиасоциализация не вытесняла другие формы, направления и средства социализации. Речь, в первую очередь, идет о гуманитарной составляющей данного процесса, которая ведет к формированию социальной субъектности молодежи. В ходе медиасоциализации многое меняется в образе жизни молодежи: структура свободного времени, формы образования, характер трудовой деятельности и межличностного общения.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся старших классов
2 Сущность и структура информационной культуры
3 Критерии и методы диагностики информационной культуры старшеклассников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1. Методы и организация исследования
2. Анализ и интерпретация результатов
3 Рекомендации по повышению информационной культуры старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Список использованной литературы:

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 247–256.
Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997.; Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000.
Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998, с. 18.
Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – С.7–44.
Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова. – М.: Международная педагогическая академия, 1999. – 236 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
Кон И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.

Н.М. Розенберг приводит следующий перечень компонентов информационной культуры в содержании общего образования и досуга [18].Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Появление письменности, изобретение книгопечатания, создали целостную технологию накопления и распространения информации, а значит, формирования содержания информационной культуры общества, развития цивилизации в целом.Важные процедуры оперирования с информацией усваиваются в дошкольном возрасте и в начальных классах и совершенствуются в ходе дальнейшего развития. Речь идет, прежде всего, об определенных общеучебных умениях. К ним относятся умения бегло читать и сканировать текст с разной скоростью; составлять простой и сложный план информации текста или собственного изложения, реферировать и конспектировать учебные и другие тексты, составлять аннотации, резюме; отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять формализованные тезаурусы несложных текстов; составлять и использовать документы, картотеки, библиотечные каталоги; применять информационную технику и др., умения рассуждать, доказывать и обосновывать свои выводы; работать с графиками, таблицами, картами; строить способы контроля над ходом и результатами деятельности.Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В самом деле, в ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения других компонентов информационной культуры.Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационная культура, то в качестве важнейшего компонента можно выделить культуру диалога или культуру общения.