Организация практической деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
Введение
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной.На сегодняшний экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................................. 7
1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи, компоненты.. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 18
Вывод по первой главе. 24
Глава 2. Экспериментальное исследование по экологическому воспитанию старших дошкольников. 26
2.1. Организация и методы исследования формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста. 32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 37
Вывод по второй главе. 39
Заключение. 41
Список использованной литературы.. 44
Приложения. 47
Список использованной литературы
1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: метод. пособие [Текст] / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – М.: Академия развития, 2020. – 112 с.
2. Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2021 – 207 с. – С.15 – 16.
3. Бобылева, Л.А. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.А. Бобылева, О.Н. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 7. - С. 36-42.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. - 352 с.
5. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева – Минск, 2020. – 297 с.
6. Вединяпина, В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям [Текст] / В.А. Вединяпина, В.В. Горшкова// Начальная школа. - 2019. - №2. – 55 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 2021. – С. 244-268.
8. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры [Текст] / Э.В. Гирусов. – М., 2018.- С. 23-43.
9. Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И.Р. Голубев, Ю.В Новиков. - М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
10. Гринева, Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина // Прометей. Москва - 2019. – 29 с.
11. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2019. – 480 с. 19.
Таким образом, воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.Экологическое воспитание – это воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, направленное на знание о природе., бережное и заботливое отношение к ней. Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное - из непосредственного общения с животными. Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных.Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, поэтому дошкольники должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.Эффективность работы по данному направлению в большей степени зависит от правильно подобранных форм и методов экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Формы такие как: занятия, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни.