Анализ особенностей содержания и методики преподавания предмета «Окружающий мир» в системе развивающего обучения «Гармония»
Введение
Курсовая работа посвящена актуальной в теоретическом и практическом плане педагогической проблеме, сущностью которой является особенности содержания и методики преподавания «Окружающий мир» в системе развивающего обучения «Гармония».
Объект изучения – учебно-методический комплекс «Гармония».
Предмет исследования – специфика содержания и методики преподавания «Окружающий мир» в системе развивающего обучения «Гармония».
Цель работы – проанализировать особенности содержания и методики преподавания предмета «Окружающий мир» в системе развивающего обучения «Гармония».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- рассмотреть теоретические аспекты методики преподавания предметной области «Окружающий мир»;
- раскрыть сущность понятий «развивающее обучение», «универсальные учебные действия», «учебно-методический комплект».
- собрать и обработать статистический и аналитический материал п
Содержание
Введение………………………………………………….………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты содержания предмета «Окружающий мир» в системе развивающего обучения «Гармония»… 5
1.1. Анализ действующих программ по «Окружающему миру» в начальной школе……………………………………………………………5
1.2. Анализ учебно-методического комплекса «Гармония» в предметной области «Окружающий мир»…………………………...…14
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 19
Глава 2. Анализ содержания и методики преподавания предмета «Окружающий мир» в системе УМК «Гармония» …………....................21
2.1. Анализ методов и приемов преподавания предмета «Окружающий мир» в системе развивающего обучения «Гармония»…………………21
2.2. Разработка заданий к предмету «Окружающий мир» в системе УМК «Гармония» ………………………………………………………….31
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 38
Заключение………………………………………….……………………… 39
Список использованных источников……………………………………... 41
Список использованных источников
1. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа. – 2014.
2. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: монография / С.В. Белова. – М.: АПКиППРО, 2011. – 380 с.
3. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс (Методические рекомендации для учителя). – М.: Баласс, 2011. – 187 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 с.
5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. М.: Луч, 2016. 640 с.
7. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c
8. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
9. Поглазова О. Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова, М. В. Миронова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. – 304 с.
10. Поглазова О. Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. – 296 с.
11. Поглазова О. Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. – 400 с.
12. Поглазова О. Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. – 368 с.
13. Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочнотематическое планирование. 1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с.
14. «Школа 2100». Сборник программ 2100 / Под ред. А.А. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010. – [Электронный ресурс]. – https://www.fb2portal.ru/balass/obrazovatelnaya-sistema-shkola-2100/?ysclid=lj7isthuqr494274027/ (Дата обращения: 10.06.2023).
15. Истомина Н.Б. Учебно – методический
Все учебники УМК «Гармония» под издательством Ассоциация 21 века. Данные учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников. Особенности, которые позволяют ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.
Принципы УМК:
организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» яв