Использование фрэнчайзинга в предпринимательской деятельности
Введение
В советское время предпринимателей называли спекулянтами, фарцовщиками и цеховиками, сажали в тюрьму, выжигая дух предпринимательства из национального сознания. Сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВВП России, по разным оценкам составляет 20-25% и последние несколько лет наблюдается отрицательная динамика. Этот же показатель в развитых капиталистических странах доходит до 80%: в США ~50%, в ЕС - 50-70%, в Японии - 80%.
Как отмечают исследователи, всё большую популярность в практике малого и среднего бизнеса набирает фрэнчайзинговая система. Договор фрэнчайзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений. Проще говоря, фрэнчайзинг - это копирование успешного бизнеса, взаимовыгодное партнерство, распространение профессиональных технологий, новый уровень управления. В пример можно привести всемирно известную систему фаст-фуда McDonald’s. Почти любой вид бизнеса (по информации Международной Ассоциации Фрэнчайзинга - более 70 отраслей хозяйства) может ст
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…... 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРЭНЧАЙЗИНГА……………..… 6
1.1 Сущность фрэнчайзинга, его положительные и отрицательные стороны ……………………….…………………………………………….…6
1.2 Формы и виды фрэнчайзинга …………………………………….……..11
1.3 Изменения в законодательстве по поводу фрэнчайзинга ……….……13
1.4 Основные проблемы фрэнчайзинга в России…………………………..16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЭНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ………………...…………………………………... 20
2.1 Мировой опыт распространения фрэнчайзинга в различных отраслях……………………………………………………………………………20
2.2 Развитие фрэнчайзингового рынка в России…………………………...23
2.3 Выбор вида фрэнчайзинга и его эффективное использование ...…….34
2.4 Пример фрэнчайзинга в малом предпринимательстве ……………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………….……………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ….………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ …………….……………………………………………………44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/popular/cons// (дата обращения 20.03.2023)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения 21.03.2023)
3. Абдалова, Е. Франчайзинг//Финансовая газета. Региональный выпуск. 2018. №1.
4. Багдасарян А.Ф. Принцип обязательного предпродажного раскрытия и предоставления информации во франчайзинговых отношениях//Законодательство. 2019. №6.
5. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2019. С. 914-916
6. Бондаренко Д. П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: автореф. дисканд. юрид. наук/Бондаренко Диана Петровна. М., 2018.
7. Брагинский, М. И. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2017.
8. Валявина Е.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный)/под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2017. С. 1031.
9. Васильева, О.С. Специфика реализации фрэнчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке//Актуальные проблемы экономики и права. 2018. № 2. С. 80-86.
10. Ковалева Л.Ф. Фрэнчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. 2018. № 1. С. 122-125.
11. Конюховский А., Шадрин В., Ширяева Л. Фрэнчайзинг в России. Пришел, чтобы остаться //Человек и труд. 2019. № 2. С. 48.
12. Крутик А. Б. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2017. 315 с. (Высшее профессиональное образование). Библиогр.: с. 312-313.
13. Намедлина Е.А. Предпринимательство: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 287 с. (Высшее образование).
14. Панюкова, В.В. Организация продаж франшиз: российский и зарубежный опыт//Управление продаж
Фрэнчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во фрэнчайзинговую систему;
- сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала [11].
2 Организационно-правовые проблемы.
Хотя фрэнчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития фрэнчайзинга происходит, прежде всего, в правовой сфере. Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения фрэнчайзинга в России.
3 Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
- отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов фрэнчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
- отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
- боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимател