Исследование фонетико-фонематического компонента речи у старших дошкольников с дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Перед современным обществом стоит задача улучшения содержания учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, их подготовка к обучению в школе.
Речевое нарушение – дизартрия характеризуется расстройством речи, которое проявляется в нарушении произносительной стороны вследствие органических нарушений центрального или периферического отделов нервной системы, проявляющееся во множественных нарушениях процесса ее моторной организации. Основным проявлением нарушения речи при дизартрии являются фонетические (звуковые) нарушения, которые оказывают вторичное влияние на формирование фонематического и лексико-грамматического компонентов речи.
Дизартрия по данным научных исследований часто встречается в педагогической практике. Так, Е.Ф. Архипова отмечает наличие стертой формы дизартрии у 50% детей с общим недоразвитием речи и 35% детей с фонетико-фонематическими нарушениями.
Основные проявления дизартрии:
- невнятная невыразительная речь,
- нечеткая дикция,
- множественные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски звуков) и др.
Актуальность исследования заключается в широкой распространенности стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста, в сложности дифференциальной диагностики и длительности протекания коррекционно-образовательного
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРАМИ 7
1.2. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 32
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 32
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей/ Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
2. Астахова, Н.Ю. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Н. Ю. Астахова, Г. А. Андросова // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144 – 150.
3. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек/ Е. Л. Барсукова // Логопед. – 2009. - №5. - С. 26.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии)/ В.И. Бельтюков. – М., 1977. – 176 с.
5. Винарская, Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга/ Е. Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347 - 1351.
6. Винарская Е.Н. Дизартрия – М., 2005. – 141 с.
7. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч. в 6 т., Т.3/ Л.С. Выготский. – М., 1982.
8. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи/ Н.А. Гвоздев. – СПб., 2007. – 472 с.
9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: книга для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
10. Дурова, Н.В. Формирование фонематического слуха детей/ Н. В. Дурова. - М., 1996. – 23 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова, В. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с.
12. Карелина, И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии// Дефектология. - 1996. - №5. – С. 22 – 24.
13. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств// Дефектология. - 2000. - №1. – С. 24 – 20.
14. Каше, Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)/ Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1986.
15. Киселёва, В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс. канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с.
16. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
17. Лалаева, Р.И. Формирование правильно
В совместной работе М.Б. Эйдиновой и Е.Н. Правдиной-Винарской [Токарева, 116с] говорится о том, что выявление «псевдобульбарной» дизартрии у детей, страдающих детским церебральным параличом, имеет практическую значимость даже при ее незначительной выраженности. Монотонность речи, нарушение ее плавности и невнятное произнесение звуков могут мешать в ряде случаев развитию навыков письма и чтения и задержанному формированию интеллектуальных функций.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различна. Условно выделяются 3 степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая [Рыбакова, 1282с].
Для нашего исследования важно рассмотреть лёгкую степень псевдобульбарной дизартрии. Нередко проявления легкой степени дизартрии называют «стертой» дизартрией, имея в виду негрубые («стертые») парезы отдельных мышц артикуляционного аппарата, нарушающих процесс произношения. В последнее время отмечается большая распространенность этой категории детей в связи с увеличением случаев ранней энцефалопатии.
Псевдобульбарная дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется