Изучение и анализ развития видов памяти у младших школьников с ОВЗ
Введение
Проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений.
Исследователи обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции, основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы. Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память.
Актуальность темы. В настоящее время в детской психологии и педагогике, проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка, за счёт подсознательной переработки поступающей информации. Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребёнка с нарушениями слуха, большую рол
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения различных свойств внимания у обучающихся с ОВЗ 6
1.1. Феномен внимания и различные свойства в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ 11
Выводы по 1 главе: 16
Глава 2. Экспериментальное исследование изучения различных свойств внимания у обучающихся с ОВЗ 18
2.1 Организация и методика изучения различных свойств внимания у обучающихся с ОВЗ 18
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов конкретного эксперимента содержание данных методик 21
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по развитию различных свойств внимания у младших школьников с ОВЗ 26
Выводы по 2 главе: 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Список используемой литературы
1. Абрамова, Т.В. Развитие предпосылок к речи у неговорящих детей. Из опыта работы с детьми с алалией / Т.В. Абрамова // Логопед : журнал. — 2014 .— №10 .— С. 101-103.
2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
3. Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
4. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / под. ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пу-зырея, В. Я. Романова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М. : ЧеРо, 2001.
6. Глухоедова, О.С. Формирование речи неговорящих детей на ранних этапах коррекционного воздействия / О.С. Глухоедова, Л.А. Тишина // Педагогика : журнал. — 2014 .— №10 .— С. 53-58
7. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2007. – 213 с.
8. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2008. – 247 с.
9. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. — М. : Тривола, 1995.
10. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2009. – 80 с.
11. Ишимова, О.А. Реализация современных подходов к коррекционно-педагогической работе с младшими школьниками в новой линии учебных пособий по чтению и письму / О.А. Ишимова, С.В. Сацевич, О.А. Бондарчук // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : журнал. — 2014 .— №8 .— С. 28-34.
12. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2007. – 210 с.
13. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Академия, 2008.
14. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1974. — № 6.
15. Маликова, А.И., . Рекомендации по использованию игр на занятиях / А.И. Маликова // Логопед : журнал. — 2014 .— №3 .— С. 101-102.
16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
17. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др.; под ред. В.В. Богословского – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 1981.
18. Практикум по возрастной психол
Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Противоположностью внимания обычно считается рассеянность, необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из – за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании, неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие – то отрезки времени, т. е. В моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.
Уровень развития внимания детей с интеллектуальной недостаточностью весьма низок. Дети смотрят на объекты или на изображения, не замечая при этом их существенные элементы. Внимание