Эффективность использования современных технологий и педагогических условий для развития эмоционального интеллекта младших школьников

Скачать отлично выполненную курсовую работу на тему: "Эффективность использования современных технологий и педагогических условий для развития эмоционального интеллекта младших школьников". В которой рассмотрены особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте; проанализированы педагогические условия развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Разработана программа развития эмоционального интеллекта младших школьников и проанализирована ее эффективность.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.07.2025
Объем файла
165 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. На всех уровнях современной российской образовательной системы развитие эмоционального интеллекта является важнейшей задачей и приоритетной деятельностью, так как эффективно сформированный эмоциональный интеллект является предпосылкой для успешного профессионального и личностного роста каждого.
Эмоциональный интеллект является проекцией внутренней сущности личности, его поведенческих траекторий, определяет уровень его межличностных коммуникаций. Личности, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, прекрасно разбираются в эмоциональной сфере, как своей, так и окружающих, способны управлять эмоциями, что является важным фактором в условиях современной неспокойной и стрессовой жизни.
Несмотря на важность большое значение развития эмоционального интеллекта, в образовательных учреждениях нашей страны этому практически не отводится время, так как в приоритете учебно-воспитательной работы находится, прежде всего, развитие интеллектуа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты эмоций и эмоционального интеллекта в психолого-педагогической литературе 7

1.1. Понятие и составляющие эмоций и эмоционального интеллекта 7

1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 9

1.3. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 13

Глава 2. Экспериментальное исследование и развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста 17

2.1. Организация и методы исследования эмоционального интеллекта у младших школьников 17

2.2. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников 21

2.3. Анализ результатов исследования 24

Заключение 31

Список использованной литературы 34

Приложения 38

Список использованной литературы

1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина. - М.: Академия, 2020. - 208 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2019. – 400 с. 

3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2020. – 1456 с. 

4. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия / В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2021. - № 4. - С. 20–25.

5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб: Перспектива, 2018. – 224 с. 

6. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. – М.: Директ-Медиа, 2018. – Т. 6. – С. 220–791.

7. Гукаленко, О. В. Педагогические условия формирования эмоционального интеллекта обучающихся в современной культурно-образовательной среде / О. В. Гукаленко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. - № 5. - С. 33-38.

8. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. В. Дубровина, В.В. Прихожан. – М.: Академия, 2020. – 368 с. 

9. Запорожец, A.B. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. В 2-х т. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2020. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – С. 260–275.

10. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М: Педагогика, 2022. – 176 с. 

11. Зеньковский, В.В. Психология детства / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 2020. - 336 с.

12. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб: Питер, 2018. – 464 с. 

13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2019. - 412 с.

14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2019. – 784 с. 

15. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2020. – 238 с.

16. Кузнецова, К.С. Особенности педагогического сопровождения младших школьников в процессе формирования у них эмоционального интеллекта / К.С. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - № 2 (6). - С. 109-115.

17. Нгуен, М.А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М.А. Нгуен // Психология образования сегодня: теория и практика / под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 273 с. 

18. Никитина, Н.Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Б. Никитина // Гуманитарный 

В России в настоящее время тоже создаются программы по развитию ЭИ, которые в дальнейшем планируют внедрить в образовательные учреждения. Так, примерами таких программ можно назвать учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» (Е. А. Сергиенко), учебно-методическое пособие «Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах» (Е. А. Сергиенко), «Навыки XXI века» (Е. Хаустова) и «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» (А. Муратова).
Внимание исследователей привлекли также возможности школьного курса литературы для развития ЭИ. Так, Каракеян Э.С. в своей статье рассматривает четыре направления формирования ЭИ в рамках урока литературы и факультативных занятий: эмоциональная подача, эмоциональное погружение, творческая деятельность и вызов эмоций. Каждое из направлений содержит в себе различные приемы, способствующие развитию ЭИ. По мнению авторов, использование форм работы, обозначенных в статье, на уроке литературы способствует развитию четырех базовых навыков ЭИ: понимания своих эмоций, умения контролировать их, осознания социального контекста и распознавания чувств других людей.
Развитие ЭИ на уроках литературы может осуществляться и через изучение поэтического творчества. Н. А. Наконечная и Т. Г. Демиденко в своей статье предлагают приемы (намеренное невыразительное чтение; сопоставлений произведений одной тем