Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики

Скачать дипломную работу на тему: Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики. В которой определены методические рекомендации по формированию приемов моделирования у младших школьников на материале текстовых арифметических задач.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.07.2025
Объем файла
285 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задача достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
 

Содержание
Введение ……………………………………………………………………. ….3
Глава I. Теоретические основы проблемы обучения решению арифметических задач младших школьников ………………………… ……6
1.1. Проблема обучения решению задач младших школьников в психолого-педагогической литературе ………………………………………………. …..6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования действий моделирования у младших школьников ………………………………........17
1.3. Методика обучения младших школьников приемам моделирования текстовых задач ………………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………….26
Глава II. Экспериментальная работа по формированию умения решать арифметические задачи у младших школьников через приемы моделирования ………………………………………………………………………………. ….28
2.1.Цели, задачи и организация экспериментальной работы………… ….28
2.2.Формирование действий моделирования на уроках математики младших школьников ……………………………………………………….....................41
2.3 .Анализ результатов экспериментальной работы…………………….....50
Выводы по второй главе……………………………………………………...61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………65
Приложения……………………………………………………..........................70

Список литературы
Аргинская И.И. Математика. Методич. пособие к уч.1-го кл. нач. шк. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2000
Антонович, Н.К. как научиться решать задачи. 180 занимательных задач / Н.К.Антонович. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1994.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 1984
Белошистая,А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника /А.В.Белошистая //Начальная школа. – 2003. - №4. – С.68-72
Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Высш. шк.,1988
Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. М.: «Просвещение», 1993
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.
Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981. - 319 с.
Гейдман Б.П., Иванина Т.В., Мишарина И.Э.Математика 3 класс. - М.: Книжный дом «ЧеРо» изд. Московского университета, МЦНМО, 2000
Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: «Просвещение», 1982. - 144 с. - (Библиотека учителя математики).
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. – Томск: Пеленг, 1986. С.63 Давидов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1982. – С.1813. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. - М.: «Просвещение», 1991
14. Демидова, А. Н. Теория и практика решения текстовых задач [Текст] / А. Н. Демидова, И. К. Тонких/ Просвещение 2003. - с 214
Дети у истоков математики: Методика обучения математике /под ред. Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова. - М., 1994. – 311 с.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность.В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы моделирования.  Экспериментальная работа по формированию уровня обобщенного умения решать арифметические задачи, используя приемы моделирования,   у младших  школьников на уроках математики ориентирована на конкретную цель обучения, развитие общеучебного умения рассуждать.Проведенное исследование показало общую практическую значимость, которая заключается в том, что обобщенное умение решать арифметические задачи у младших школьников на уроках математики  проходит более успешно при использовании в обучении средств моделирования.