Индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте
Введение
Буллинг, как феномен девиантного поведения, является актуальной и социально значимой проблемой. По данным исследования, проведённым ЮНИСЕФ, на территории Республике Беларусь каждый второй ребёнок подвергается насилию в школе [1, с. 1].
Изучение влияния ситуации возникновения буллинга и его влияние в подростковом возрасте, обусловлено тем, что этот возрастной этап является самым сложным, конфликтным и противоречивым периодом развития личности. Характеризуясь физическими и психологическими изменениями, расхождением в идеальном и реальном образе Я, смена ведущей деятельности – главной тенденцией которой является переориентация на общение со сверстниками – группа которой становится референтной.
Так, начинается борьба за лидерство и возникновение конфликтов в группе. И несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, но центральная проблема буллинга заключается в том, что травля происходит продолжительное время и оказывает пагубное влияние на формирование и дальнейшее развитие личности.
Первым толчком к изучению школьной травли была опубликованная в 1905 году работа французского учёного К. Дьюкса. Она заложила основу для целого ряда трудов европейских педагогов и психологов. Первые систематические исследования данной проблемы принадлежат скандинавским ученым, среди них можно выделить Д. Олвеуса, П.П. Хайнеманна, А. Пикаса, Е. Роланда.
В 80-ых годах интерес к теме школьного насилия возник в Великобритании. К британским учёным, которые занимались изучением данной темы, можно отнести Д.А. Лэйна, Д.П. Таттума, Е. Мунте. В 2001 году вышла книга Д.А. Лэйна «Школьная травля (буллинг)» под редакцией самого автора и Эндрю Миллера. В своей книге Д.А. Лэйн рассматривал сущность, причины распространения буллинга, наиболее типичные проявления, а также способы профилактики и коррекции школьного насилия.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты исследования буллинга в подростковом возрасте 5
1.1 Проблема «агрессии», «агрессивности» и «агрессивного поведения» в
отечественной и зарубежной психологической науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Характеристика типов буллингового поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3 Психологические особенности «жертв» и «обидчиков» . . . . . . . . . . . . . 17
2 Индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте . . 25
2.1 Организация и методы эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2 Результаты исследования, анализ и интерпретация данных . . . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложение А Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Г. Петросянц . . . . . . . 46
Приложение Б Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна . . . . 48
Приложение В Методика «Локус контроля» Джулиана Роттера . . . . . 49
Приложение Г Методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма . . . 52
Приложение Д Первичные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования . . 54
Список использованных источников
1 Масштабные результаты национального исследования о насилии в отношении детей. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unicef.by/press-centr/169.html. – Дата доступа: 01.02.2022.
2 Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. – 510 с.
3 Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
4 Лоренц, К. Агрессия, или Так называемое зло / К. Лоренц. – М.: АСТ, 2019. – 352 с.
5 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2019. – 736 с.
6 Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999. – 226 с.
7 Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. – М.: Университетское. – 1991. – 150 с.
8 Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. – 2016. – № 5. – С. 39 – 49.
9 Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии / С.Л. Соловьева – СПб.: С.-Петерб. гос. мед. ун-т им. И.П. Павлова. – 1997. – 42 с.
10 Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – Ярославль: Академия развития. – 2003. – 160 с.
11 Глазырина, Л.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М., 2015. – 145 с.
12 Михайлова, О.Ю. Жестокость как предиктор молодежного экстремизма / О.Ю. Михайлова, О.А. Романко // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т.4. – № 5. – С. 1 – 10.
13 Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3 – 18.
14 Мартыненко, Б. Социальная сущность насилия / Б. Мартыненко // Закон и право. – 2008. – № 12. – С. 60 – 61.
15 Денисов, В.В. Философия насилия / В.В. Денисов // Философия и общество. – 2008. – № 1. – С. 39 – 56.
16 Ма
Сексуальное насилие – это нежелательные сексуальные прикосновения и замечания, навязанная близость с партнером или кем-то другим, причинение боли интимным областям тела (садизм), изнасилование [28, с. 98].
Выявить определённый вид насилия в школьном коллективе, является не такой простой задачей, как может показаться, изучив определения каждого вида и их, характерные признаки.
Так, агрессорами, ситуация буллинга с лёгкостью может отрицаться, преподноситься как случайность и единичный случай. Буллинг преимущественно направляется на наиболее личные и уязвимые места жертвы, о которых известно далеко не всем, и поэтому серьезность наносимого ущерба трудно отследить и объяснить посторонним людям [21, c. 30].