Просветительская работа педагога-психолога по формированию ценностного отношения к семье у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В последнее время очень часто обсуждается вопрос о деформации многих духовных и культурных ценностей, которые накапливались столетиями в нашей стране. Деформация явно коснулась и семейного образа жизни: растет количество разводов, слабеют поведенческие нормы в области семьи и брака, наблюдается неудовлетворенность супругов эмоционально-психологическим климатом в семье. По этим причинам, на сегодняшний день одним из приоритетных в нашей стране, является направление на укрепление семьи и брака. Ведь никто не будет спорить, что одним из главных условий сохранения и поддержания культурной преемственности и истории народа, традиций, как условий безопасности государства, является социальный институт семьи. Фондом Общественного мнения в 2014 году было проведено исследование «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». На вопрос о жизненных целях, имеющих первостепенное значение для молодежи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….....................................3
Глава 1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения к семье у подростков…………….…8
1.1. Роль семьи в формировании личности ребенка……………………….....8
1.2. Представление о семье как о ценностной ориентации в подростковом возрасте……………………………………………………………………….…13
1.3. Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте…...19
Выводы по первой главе…………..…………………………………...............32
Глава 2. Программа профессиональной деятельности педагога-психолога по проблеме формирования ценностного отношения к семье у подростков….34
2.1. Определение целей диагностического этапа эмпирического исследования.......................................................................................................34
2.2.Анализ полученных исследовательских данных с использованием выбранных методов............................................................................................46
2.3.Программа формирования ценностного отношения к семье у подростков...........................................................................................................54
2.4.Анализ результатов опытно – экспериментальной работы и результаты повторной диагностики......................................................................................64
Заключение………………………………………………………….….......….72
Список литературы………………………………………………........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова-Славская К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2011. 416 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под редакцией Д. И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. 325 с.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2019. № 2. С. 2-6.
Бурганова Т.Ф. Формирование семейных ценностей у подростков из неблагополучных семей. Казань: Казанский федеральный университет, 2015. 66 с.
Васильева С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. СПб, 2015. 258 с.
Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания // Педагогика. 2016. № 1. С.6-12.
Выготский Л.С. Проблема возраста: собрание сочинений в 6-ти тт. М.: Изд-во «Педагогика», 1986. Т.4. 364 с.
Головлева С.М., Юдин В.В. Ценностные ориентации школьников // Философия и/или новое интегративное знание - 4: сб. материалов Всерос. науч. конф. / под ред. А.В. Азова. Ярославль, 2016.
Григорьева С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике // Молодой ученый. 2016. №6.2. С. 37-41.
Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2018. №8. С.118 – 122.
Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания : учебное пособие. Красноярск: Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. 212 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2018. 208 с.
Дюльдина Ж.Н. Психолого-педагогические основы семейного воспитания на современном этапе // European Social Science Journal. 2015. №9. С. 53-57.
Ерофеева И.А. Жизненные ценности современных подростков // Новаинфо. 2016. Т.1. № 49. С.
Для маленького ребенка семья - это целый мир в котором он живет, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, усваивает нормы поведения. приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе.Как считает А.Г. Асмолов, «Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности» [Асмалов,2011, с.143].Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.По мнению Т.Ф. Бургановой «на нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни» [Бурганова, 2015, с.12].По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчёркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который даёт ему ощущение защищённости, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.