Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей в процессе преподавания экономических дисциплин на примере урока математики в 11 классе МОУ СОШ №20 им.Н.З. Бирюкова
Введение
Мы вступили в третье тысячелетие. Это время глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни России. Мы всё сильнее и сильнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле. Проблемы экологические, политические, экономические, социальные, ранее считавшиеся локальными, сегодня приобретают глобальный характер. Глобальные проблемы современности не только создают угрозу выживанию и самому существованию человека на Земле, но оказывают также интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества. Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека. Формирование мировоззрения — главное в обучении.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы реализации межпредметных связей на интегрированном уроке в процессе преподавания экономических дисциплин.
1.1 Понятие и сущность интеграции ………………………………………… 6
1.2 Понятие и классификация межпредметных связей …………………….. 11
1.3 Особенности, подготовка и проведение интегрированного урока …….. 15
Глава 2. Методические основы реализации межпредметных связей при проведении интегрированных уроков.
2.1 Анализ межпредметных связей в интегрированном уроке …………….. 26
2.2 Интеграция математики и экономики для среднего образования …….. Разработка интегрированного урока …………………………………………. 37
2.3 Особенности содержания и методические рекомендации по разработке интегрированного урока экономики ………………………………………….. 47
Заключение……………………………………………………………………… 51
Список литературы………………….………………………………………….. 5
Список литературы
Об образовании в Российской Федерации: федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015– № 6. – С. 955.
Андрейченко, З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения / З.М. Андрейченко // Среднее профессиональное образование. – 2012– № 8. – С.133 – 137.
Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения / Л.П. Бурцева. – Москва: Флинта, 2015– 160 с.
Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие для вузов / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. – Москва: Юрайт, 2013– 315 с.
Виневская, А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А.В. Виневская; под ред. М.А. Пуйловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2015– 141 с.
Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / под ред. Е.Г. Коваленко. – Москва: ИнфраМ, 2012– 409 с.
Дистенфельд, Е.В. Воспитание экономической культуры современных школьников: образовательная программа и методические рекомендации для учителя / Е.В. Дистенфельд. – Новосибирск: НГПУ, 2010– 73 с.
Заиченко, А.А. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное пособие / А.А. Заиченко, Е.А. Стрельченко, Л.А. Безуглая. – Ростов-наДону: Содействие – XXI век, 2011– 200 с.
Земцова, Н.Ф. Ролевая игра как средство развития профессиональных и коммуникативных компетенций студентов / Н.Ф. Земцова // Среднее профессиональное образование. – 2012– № 8. – С. 125 – 133.
Кайзер, Ф.Й. Методика преподавания экономических дисциплин: книга для учителя / Ф.Й. Кайзер. – СПб.: Вита-Пресс, 2012 – 184 с.
Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник / В.М. Козырев. – Москва: Финансы и статистика, 2013– 544 с.
В наши дни крайне актуальной является тема интеграции и интеграционных процессов. При этом интеграция происходит как между отдельными предприятиями, так и на уровне целых регионов и даже государств. Соответственно, существует большое количество различных форм и типов интеграционных процессов и образований. Однако является ли понимание всех этих понятий точным, общепринятым и однозначным? При этом начать, очевидно, следует с самого понятия «интеграция» (от лат. integrum – целое; лат. integratio – восстановление, восполнение). Данное понятие широко применяется и трактуется в литературе общей и экономической направленности. Так, в Большом современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой под термином «интеграция» понимается «объединение в единое целое отдельных частей. Аналогичное определение дается в Популярном словаре русского языка А.П. Гуськовой и Б.В. Сотина: «объединение в единое целое отдельных частей, элементов» . Из данных определений становится ясно, что в результате интеграции отдельные элементы сливаются и превращаются в один объект, прекращая, таким образом, свое обособленное существование.Особый интерес представляет не столь полное, но, пожалуй, более точное определение понятия «интеграция», данное в Толковом словаре рус- 40 проблемы современной экономики русского языка Д.Н. Ушакова: «объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития» . В то же время в последнем определении встречается очень важное в данном случае слово – «развитие». Действительно, крайне существенным является тот факт, что интеграция – это не просто объединение отдельных элементов, а это объединение, сопутствующее развитию этих элементов, т.е. их совершенствованию.