Изучение и коррекция развития восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребёнка, которое заключается в совершенствовании ориентировки ребенка во внешних и внутренних свойствах предметов и их отношений, во времени и пространстве.
Особенно важны зрительные ощущения. Это сложнейшая работа, при которой анализируется огромное количество раздражителей на глазу [31].
Развитие и совершенствование зрительного восприятия в детском возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальной темой, так как зрительные формы восприятия тесно связаны с психическими функциями: вниманием, памятью и мышлением. Чем качественнее зрительное восприятие действительности и чем больше памяти у наблюдателя, тем лучше развито мышление. Опыт чувственного восприятия позволяет быстро ориентироваться в окружающем мире, быстро реагировать на изменения действительности, т.е. служит залогом своевременной и успешной социализации индивидуума.
Благодаря зрительному восприя
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1. Понятие восприятия у детей с задержкой психического развития ..6
1.2. Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.4. Зрительное восприятие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
Выводы 26
Глава 2. Экспериментальное изучение и педагогическая коррекция зрительного восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
2.1. Исследовательская база коррекционной работы 29
2.2. Методики изучения зрительного восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
2.3. Анализ результатов экспериментальной выборки 33
2.4. Программа развития зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР 37
2.5. Результаты коррекционно-развивающего обучения 43
Выводы 45
Заключение 47
Библиографический список 51
Приложения 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР // Дефектология, 1989 №4.
2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного
обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. – 370 с.
3. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М.: Просвещение, 1973.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.,2003.
6. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст] / В. П. Глухов. – М.: МГГУ им. Шолохова, 2007.
7. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. – М.: АСТ, Хорвест, 1998.
8. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М. : Академия, 2002.
9. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – М.: Школа – Пресс, 2001.
10. Григорьева, Л. П. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия [Текст] / Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский, 1988.
11. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.
14. Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М., Сфера, 2007.
15. Карпенко, Л. А., Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии — М.:Владос, 2001.
17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Игушнов С.А. Психологическое развитие в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб: Питер, 2004.
18. Лалаева, Р. Н. Нарушения речи и их
1. ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, отсутствие выраженности эмоций даже в подростковом возрасте, задержка в развитии эмоциональных сфер, а также инфантильность во всех областях жизни. Чаще всего причиной ЗПР является наследственная предрасположенность, и очень часто в этом случае речь идет о близнецах, у мамы которых были проблемы с беременностью. Для детей с таким диагнозом, в первую очередь, рекомендуется коррекционная школа.
2. ЗПР соматогенного происхождения. В числе причин – тяжелое соматическое заболевание, перенесенное в раннем детстве. Например, сердечная недостаточность, проблемы с дыханием или сердечно - сосудистой системой. В этой группе дети не уверены в себе и боятся общения, а родители считают, что общение с детьми им дается нелегко. При данном виде ЗПР рекомендуется лечение в санатории, а также форма обучения может зависеть от конкретной ситуации.
3. ЗПР психогенного происхождения. Это