Изучение и коррекция развития восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Изучение и коррекция развития восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития". В которой выявлены особенности развития зрительных форм восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Разработана программа развития зрительного восприятия формы и величины у старших дошкольников с ЗПР.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.05.2025
Объем файла
1453 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребёнка, которое заключается в совершенствовании ориентировки ребенка во внешних и внутренних свойствах предметов и их отношений, во времени и пространстве.
Особенно важны зрительные ощущения. Это сложнейшая работа, при которой анализируется огромное количество раздражителей на глазу [31].
Развитие и совершенствование зрительного восприятия в детском возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальной темой, так как зрительные формы восприятия тесно связаны с психическими функциями: вниманием, памятью и мышлением. Чем качественнее зрительное восприятие действительности и чем больше памяти у наблюдателя, тем лучше развито мышление. Опыт чувственного восприятия позволяет быстро ориентироваться в окружающем мире, быстро реагировать на изменения действительности, т.е. служит залогом своевременной и успешной социализации индивидуума.
Благодаря зрительному восприя

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6

1.1. Понятие восприятия у детей с задержкой психического развития ..6

1.2. Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития 10

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15

1.4. Зрительное восприятие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21

Выводы 26

Глава 2. Экспериментальное изучение и педагогическая коррекция зрительного восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 29

2.1. Исследовательская база коррекционной работы 29

2.2. Методики изучения зрительного восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30

2.3. Анализ результатов экспериментальной выборки 33

2.4. Программа развития зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР 37

2.5. Результаты коррекционно-развивающего обучения 43

Выводы 45

Заключение 47

Библиографический список 51

Приложения 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР // Дефектология, 1989 №4.

2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного

обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. – 370 с.

3. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М.: Просвещение, 1973.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.,2003.

6. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст] / В. П. Глухов. – М.: МГГУ им. Шолохова, 2007.

7. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. – М.: АСТ, Хорвест, 1998.

8. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М. : Академия, 2002.

9. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – М.: Школа – Пресс, 2001.

10. Григорьева, Л. П. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия [Текст] / Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский, 1988.

11. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.

12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.

13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. 

14. Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М., Сфера, 2007.

15. Карпенко, Л. А., Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии — М.:Владос, 2001.

17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Игушнов С.А. Психологическое развитие в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб: Питер, 2004.

18. Лалаева, Р. Н. Нарушения речи и их 

1. ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, отсутствие выраженности эмоций даже в подростковом возрасте, задержка в развитии эмоциональных сфер, а также инфантильность во всех областях жизни. Чаще всего причиной ЗПР является наследственная предрасположенность, и очень часто в этом случае речь идет о близнецах, у мамы которых были проблемы с беременностью. Для детей с таким диагнозом, в первую очередь, рекомендуется коррекционная школа.
2. ЗПР соматогенного происхождения. В числе причин – тяжелое соматическое заболевание, перенесенное в раннем детстве. Например, сердечная недостаточность, проблемы с дыханием или сердечно - сосудистой системой. В этой группе дети не уверены в себе и боятся общения, а родители считают, что общение с детьми им дается нелегко. При данном виде ЗПР рекомендуется лечение в санатории, а также форма обучения может зависеть от конкретной ситуации.
3. ЗПР психогенного происхождения. Это