Анализ влияния эффекта Коанда на самолёты с высокорасположенным и низкорасположенным крылом
ВВЕДЕНИЕ
Эффект Коанда играет важную роль в авиации, поскольку позволяет увеличить подъемную силу крыльев самолетов.
В первых самолетах до начала 20-го века крылья имели плоскую форму, что существенно ограничивало летные характеристики. Затем был открыт эффект Коанда, и стандартом стало проектирование крыльев с изгибом на верхней поверхности, что позволяло создавать область с низким давлением над крылом и обеспечивать более высокую подъемную силу.
Современные крылья самолетов имеют сложную форму, чтобы максимально использовать эффект Коанда. Наклон крыльев и изменение их формы позволяют создавать оптимальное давление вдоль крыла, что даёт большую подъёмную силу.
Эффект Коанда также применяется в конструкции некоторых самолетов, например, в облегченных спортивных самолетах, где крылья имеют высокий изгиб и предназначены для манёвренной и высокоскоростной полётности.
Эффект Коанда используется не только в конструкции крыльев самолетов, но и в создании других элементов авиацион
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Общие положения 7
1.1 Описание эффекта Коанда 7
1.2 История открытия эффекта Коанда 8
2 Анализ влияния эффекта Коанда на самолёт с различной конфигурацией крыла 15
2.1 Самолет с низкорасположенным крылом 15
2.2 Самолет с высокорасположенным крылом 17
3 Влияние эффекта Коанда на безопасность полётов 27
3.1.1 Сведения о самолёте 29
3.1.2 Сведения о лётном экипаже 34
3.1.3 Хронология событий 35
3.1.4 Заключение 47
3.2 Ту-154 под Красноярском 49
3.2.1 Сведения о самолёте 49
3.2.2 Сведения об экипаже 50
3.2.3 Хронология событий 50
3.2.4 Причины катастрофы 53
3.3 Рекомендации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Евдокимов А.И., Новицкий С.М., Попов В.А. Характеристики посторонних предметов, появляющихся на аэродромных покрытиях в процессе эксплуатации // Конструкция и системы управления ГТД: Сборник научнометодических материалов. – М.: ВВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского, 1995.
2. Плужников В.И., Семон Б.И., Горохова Т.Г. Математическое моделирование течения воздушного потока, индуцируемого воздухозаборником, при наличии срыва с его острых кромок: Сборник научных трудов. – М.: ГосНИИ ГА, 1991.
3. Кизим В.Я., Граф В.А., Комов А.А., Голубев С.А. Исследование эффективности струйной системы защиты самолета Ил-86 от попадания посторонних предметов в воздухозаборники двигателей с ВПП: Научнотехнический отчет / ЛИИ. – № 665-80-111. –М., 1980.
4. Степанов, С. М. Конструкция и эксплуатация авиационных двигателей магистральных воздушных судов : учеб. пособие / С. М. Степанов, И. В. Антонец, Л. И. Князева. – Ульяновск : УИ ГА, 2017. – 214 с.
5. Созонов, А. И. Конструкция и основы эксплуатации авиационных двигателей : конспект лекций / А. И. Созонов. – Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2011. – 78 с.
6. Аудиторский центр «Оценка рисков», инциденты. – Режим доступа: http://www.audit-center.biz/incidents.html. – Загл. с экрана.
7. Сеть авиационной безопасности, база данных. – Режим доступа: https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20081127-0
8. Расследование авиационных происшествий и инцидентов МАК. – Режим доступа: https://mac-iac.org/rassledovaniya/. – Загл. с экрана.
9. Зубков Б.В. Безопасность полетов: учебник. / Б.В. Зубков, С. Е. Прозоров, под редакцией Б.В. Зубкова. – Ульяновск. УВАУ ГА(И), 2013. – 451 с.
10. Руководство по управлению безопасностью полетов : Doc 9859 / ICAO. – Монреаль : ICAO, 2018.
11. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 60-ФЗ: [принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года: одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года].
12. Подготовка и выполнение полетов в гражданской ави
Эффект Коанда достигается с помощью изменения формы верхней поверхности крыла, при котором зона низкого давления занимает меньшую часть поверхности крыла, что уменьшает требуемый угол атаки.
Сначала воздух движется параллельно поверхности крыла, а затем направляется вниз. Это позволяет уменьшить турбулентность, создаваемую воздухом, который сталкивается с поверхностью крыла на больших углах. В результате, подъемная сила может быть создана при более низких углах атаки, что позволяет самолетам двигаться быстрее и маневрировать лучше
Однако эффект Коанда также может привести к возникновению неустойчивости в полете, особенно при высоких скоростях и углах атаки. Поэтому при проектировании самолетов с высокорасположенным крылом необходимо учитывать этот эффект и проводить соответствующие испытания и моделирование в аэродинамических лабораториях, чтобы обеспечить безопасность полетов.
Наиболее распространенным спосо