Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Введение
Дошкольный возраст является наиболее важным этапом становления личности. Дети овладевают правильным звукопроизношением, наполненным словарным запасом, грамотной фразой, развернутой речью, объёмом знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Ведущие учёные, такие как Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и другие, доказали, что возможности овладения грамотой напрямую зависят от уровня речевого развития ребенка. Достаточный или высокий уровень речевого развития ребенка включает в себя: Умение четко и верно произносить звуки речи и различать их, владение артикуляционным аппаратом, умение слышать и анализировать свою речь и речь окружающих людей, а так же способность правильно выстраивать грамматические конструкции в предложениях.
Поскольку письменная речь формируется на основе устной, особое внимание следует уделять правильному произношению, так как чаще всего неправильное произношение влияет на формирование фонематических процесс
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи в логопедии 7
1.1 Понимание фонетико-фонематического недоразвития как речевого нарушения, классификации, формы, этиология, симтоматика 7
1.2 Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 летнего возраста 14
1.3 Направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей 5-6 лет 19
2 Экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 27
2.1 Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 27
2.2 Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи 41
2.3 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы 50
Заключение 51
Список используемых источников 52
Список используемых источников
1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. – 2007. – № 1. – С. 27-34.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.
5. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Союз, 2000. – 64с.
7. Гризик, В.И. Обучение детей грамоте. Методическое руководство к пр. «Радуга». - М.,1991.- 45с.
8. Гриншпун, Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии -т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения: Сборник методических рекомендаций / В.Л. Лопатина [и др]. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000. – 232 с.
10. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин – М. : АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 238с.
12. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
15. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 324 с.
16. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2004. - 192с.
17. Основы теории и практики
Средняя степень: недостаточное различие большого количества звуков из нескольких фонетических групп, при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи более грубое нарушение.
Тяжелая степень: происходит неспособность различия отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности [27].
Фонетико-фонематическая сторона речи включает в себя фонетическую и фонематическую стороны речи [1].
Фонетическая сторона речи состоит из звукопроизношения и просодики, определяет состояние акустических и артикуляционных особенностей звуков.
Фонематическая сторона речи отвечает за различение звуков в родном языке, их расположение относительно друг друга, а также за способность определять расположение звуков в словах. Способность различать отдельные слова в предложении и способность оценивать расположение слов по отношению друг к другу.
Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение отличать