Формирование логических универсальных учебных действий на уроках русского языка
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указаны требования к выпускнику начальных классов, одним из которых является воспитание ученика, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности. Такой ученик должен уметь находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией, создавать свои информационные объекты, то есть быть информационно грамотным человеком [28].Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики трудностей в обучении.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий на уроках русского языка в контексте реализации требований ФГОС НОО
1.Роль дисциплины «Русский язык» в формировании универсальных учебных действий в начальной школе
2. Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию логических универсальных учебных действий на уроках русского языка
1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов
2. Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических универсальных учебных действий
3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы
Азарникова, И. Е. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка / И. Е. Азарникова // Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы II региональной научно-практической конференции. Под редакцией О. О. Гониной. – Тверь, 2015. – С.17-19.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – Москва, 2014. – 217 с.
Аксенова, Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики : материалы I Международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Молодой ученый, 2011. – С. 94-100.
Анциферова, Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова // Молодой ученый. – 2020. – №4. – С. 267-268.
Байбикова, Р. Х. Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык» / Р. Х. Байбикова, Н. А. Власовец, Ю. В. Кирьякова, В. В. Чаплыгина // Молодой ученый. – 2016. – № 5.6. – С. 9-12.
Белова, Е. Н. Мотивационная деятельность учения: традиционные ценности и современные ориентиры / Е. Н. Белова // Директор школы. – 2014. – № 4. – С. 56-57.
Богоявленская, Д. Б. Психология познавательных способностей / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Академия, 2012. – 320 с.
Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 299 с.
Буриев, И. Э. Развитие речевой деятельности учащихся при изучении русского языка / И. Э. Буриев // Проблемы науки. – 2019. – №11. – С. 53-54.
Воскобойник, А. А. Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО / А. А. Воскобойник, Е. А. Маркушевская // Обучение и воспитание : методики и практика. – 2016. – № 28. – С. 16-20.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие обучающихся в начальной школе, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.Логические универсальные учебные действия формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же универсальные учебные действия формируются через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Ученики, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее.