Формирование представлений дошкольников о своей семье

Цель исследования – выделить и апробировать педагогические условия по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.08.2022
Объем файла
1320 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 

Актуальность исследования.
На данный момент основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания старших дошкольников, которая является одной из составляющих федерального г
Государственного образовательного стандарта. Социальное и личностное развитие старшего дошкольника, то есть формирование у ребенка отношения к себе и своему окружению, развитие социальных мотивов и потребностей, формирование его самопознания – довольно сложный процесс, требующий от педагога значительного объема работы. Социализация происходит во взаимодействии ребенка с внешним миром и трансформации его личности посредством этого взаимодействия. Одним из ключевых направлений социализации старших дошкольников является приобщение детей к такому многогранному и сложному явлению социальной жизни, как семья [23].    
В дошкольном образовании семью обычно рассматривают как социальную среду, в которой воспитывается ребенок. Дошкольное учреждение обычно поддерживает родителей в воспитании детей в ходе сотрудничества воспитателей с семьями детей. Однако, как часть этой деятельности, не всегда возможно сделать адекватные представления о семье среди детей старшего дошкольного возраста. Дошкольников необходимо знакомить с семьей как феноменом социальной жизни, основного социального института, его цели и характеристик с самого раннего возраста, на уровне понимания. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы формирования представлений дошкольников о своей семье 7

1.1 Представления дошкольников о своей семье как психолого-педагогическая проблема 7

1.2 Методика формирования представлений у дошкольников о своей семье 16

Глава 2 Экспериментальное исследование по созданию педагогических условий формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста 25

2.1 Изучение сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста 25

2.2 Апробация педагогических условий по формированию представления о своей семье у старших дошкольников 34

2.3 Динамика сформированности представлений дошкольников о своей семье 40

Заключение 44

Библиографический список 47

Приложение 1 54

Приложение 2 64

Приложение 3 66

Библиографический список 

1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 128 с.

2. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - М.: Юрайт, 2020. - 196 с.

3. Андреева, А.Д. Формирование представлений о семье и ролевых функциях // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 4 (29). - С. 11-16.

4. Андреева, Г.М. Социализирующая функция семьи // Учительская газета. – 2018. - № 3. – С. 11-19.

5. Арнаутова, Е.П. Формирование представлений о своей семье дошкольников в процессе НОД / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1. - С. 4-13.

6. Асмолов, А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. - М.: Юрайт, 2019. - 150 с.

7. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

8. Бабунова, Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2019. - 68 с.

9. Безрукова, О.Н. К вопросу о методической компетентности педагогов в сфере формирования у дошкольников представлений о своей семье / О. Н. Безрукова // СОЦИС. - 2018. - № 1. - С. 66-81

10. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. - 2е издание. - М. Академический Проект, 2013. – 320 с.

11. Биккулова, Ю.Б. Повышение педагогической культуры родителей дошкольников через различные формы работы/ Ю. Б. Биккулова // Преемственность в образовании. - 2017. - № 3. - С. 12-16.

12. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.

13. Болотова, Н.С. Формирование представлений о родине и роде у старших дошкольников посредством дидактических игр // В сборнике: Дошкольное детство: теория, методология, практика. Сборник статей. - Йошкар-Ола, 2019. - С. 47-50. 

14. Василькова, Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. -М.: Академия, 1999.

15. Воробьева, Н.Н. Формирование представлений о своей семье у старших дошкольников // В сборнике: Деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2014. - С. 88.

16. Веккер, Л.М. Некоторые закономерности динамики осязательного образа : автореферат дис. ... канд. пед. наук /Ленинградский гос. ун-т им. А. А. Жданова, Филос. фак., Каф. психологии. – Л., 1951. - 21 с.

17. Вераксы, Т.С. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с. 

18. Веретено, В.Н. Формирование представлений о правилах семейного этикета у дошкольников // Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 202-204.

19. Викулова,  И.Ю. Формирование представлений о полоролевом поведении у старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. -  № 3. - С. 43-45.

20. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М : Айрис-пресс, 2021. - 192 с.

21. Вишнякова, С.М. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции [Текст] / Л.О. Володина – М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2017. – 196 с.

22. Габова, М.А. Теоретические основы дошкольного образования: социально-нравственное воспитание / М. А. Габова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 151 с.

23. Ганичева, А.Н. К проблеме формирования у старших дошкольников первичных представлений о своей будущей семье // В сборнике: Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Институт детства Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи. - 2015. - С. 31-37.

24. Гильманова, Л.В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Гильманова. - Казань, 2016. - 182 с.

25. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.

26. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 425 с.

27. Гребенщикова, Т.Г. Использование сказки для формирования математических представлений дошкольников // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. - 2017. - С. 78-79.

28. Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Гуз. - Минск: Белый Ветер, 2017. - 191 с.

29. Давыдова, Т.П. Сказка как средство формирования представлений о семье у дошкольников // Преемственность в образовании. - 2019. - № 1. - С. 14-19.

30. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития : метод, рук-во для работников дошк. образовательных учреждений / Т. Н. Доронова [и др.]. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2021. - 224 с.

31. Дручинина, А.И. Особенности методической работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с семьей // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. - 2019. - № 5 (9). - С. 76-81.

32. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников / О. Л. Зверева. - М., 2018. - 81 с.

33. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2019. - № 4. - С. 74-83.

34. Карнаухова, М.В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - 2020. - № 2. - С. 68-74.

35. Карпова, Е.Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи / Е. Е. Карпова // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 3. – С. 24-29. 

36. Ковинько, Л.В. Воспитание дошкольников: Учеб, пособие /Сост. Л. В. Ковинько. - М.: Академия, 2000. – 111 с. 

37. Кустова, И.Р. Эмоциональный аспект представлений дошкольников о семье // Детский сад: теория и практика. - 2020. - №3. - С. 6-13.

38. Лосева, А.Ю. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Юрайт, 2020. - 292 с.

39. Любчик, С.А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2017. - № 6. - С. 36-47.

40. Марченко, О.Н. Обзор и анализ программных требований по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родословной // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. - 2019. - № 5 (9). - С. 169-175.

41. Мишина, Т.Н. Психологические основы формирования семьи: монография / Т. М. Мишина. - Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2015. - 272 с.

42. Никольская, О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О. Д. Никольская // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2018. - № 10. - С.95-98.

43. Парнюк, Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2013. - 23 с.

44. Парциальная рабочая программа «Открой себя» [Электронный ресурс]: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа. – Волгоград, 2020. – Режим доступа:   https://r1.nubex.ru/s10065-a24/f1158_36/Программа%20ОТКРОЙ%20СЕБЯ%20Гуня%20И.Б.%20.pdf

45. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения. – М.: Речь, 2002. – 211 с. 

46. Пчелинцева, Е.В. Непреходящие ценности малой Родины. Программа нравственно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. -  Иваново: АУ «Институт развития образования Ивановской области», 2019. - 34 с. 

47. Ржанова, И.Е., Алексеева, О.С., Фоминых, А.Я. Представления о семье у старших дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 228-230.

48. Рова, Е.И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.

49. Сайко, В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1986. – № 2. – С.67-74. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru /issues/1986/862/862067.htm

50. Саулина, Н.М. Взаимосвязь нравственных представлений у дошкольников и эмпатий их родителей // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. - 2020. - С. 125-129.

51. Ситников, В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Учебное пособие. – М., 2001. – 166 с.  

52. Смирнова, Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. - М.: Юрайт, 2020. - 122 с.

53. Стребелева, Е.А. Семейное воспитание / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.

54. Темирова, Э.Э. Формирование представлений о семье и роде у детей старшего дошкольного возраста // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. - 2019. - № 5 (9). - С. 92-100.

55. Тимирова, Э.Э. Структура представлений дошкольников о семье // Современное дошкольное образование. 2019. № 4. С. 16-20.

56. Удова, О.В., Гаманец, А.А. Современные дошкольники: представления о семье у детей 5 и 7 лет // В сборнике: Семья и дети в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. - 2019. - С. 945-949.

57. Хамаганова, Е.К. Теоретические основы исследования формирования представлений о семье у старших дошкольников // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2018. - С. 111-114.

58. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2019. - 367 с.

59. Шабас, С.Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 8 (80). - С. 4-11.

60. Юревич, С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. - М.: Юрайт, 2019. - 181 с.

Итак, для соблюдения первого и четвертого педагогического условия (создание ситуаций (игровых, образовательных и др.) в которых ребенок будет осознавать себя частью своей семьи; использование комплекса различных видов деятельности (детской исследовательской, творческой, совместного труда детей и взрослых), на протяжении всего эксперимента, были использованы различные ситуации, которые показывали ребенку его ценность и важность в рамках семьи. Используемые методы работы – просмотр видеороликов, беседы и задания, предлагаемые дошкольникам, способствовали проявлению своих ролевых функций (например, помощь старшим по дому, выполнение посильных поручений и т.д.). Использование комплекса различных видов деятельности (детской исследовательской, творческой, совместного труда детей и взрослых). 
Так, во время НОД «Наша дружная семья», был организован просмотр видеоролика о семье, и родственных связях (Рисунок 5). После просмотра видеоролика с детьми была организована беседа, в которой раскрывались родственные связи между членами семьи, по отношению друг к другу.