Театрализованная деятельность на логопедических занятиях как средство развития мелодико-интанационной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Скачать курсовую работу на тему: Театрализованная деятельность на логопедических занятиях как средство развития мелодико-интанационной стороны речи у дошкольников с дизартрией. В которой исследованы особенности интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Изучен процесс формирования интонационной стороны речи старших дошкольников с дизартрией.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.05.2025
Объем файла
76 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Как отмечают ученые, в настоящее время отмечается веское повышение процента дошкольников с разнообразными нарушениями речи. Одна из наиболее значительных проблем логопедии — это нарушение речи у дошкольников и, в частности, проблема недоразвития просодической стороны речи, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.К главной характеристике звучащей речи – относят голос и ритмико-интонационную сторону речи. Согласно суждению определенных авторов, (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлов и др) речь является прибором, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, нарушение голоса отрицательно воздействует равно как коммуникативное развитие, так и на развитие нервно-психических процессов, а также и на общее развитие речи дошкольника. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Характеристика интонационной стороны речи и ее развитие в онтогенезе…………………………………………………………………………........ 7
1.2 Особенности интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией …………………………………………………………………………….. 14
1.3 Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией……………………………………………………………………………... 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – М.: Просвещение, 1991. – 150 с.
2. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Е.Э. Артемова - М.:Астрель., 2005. – 48 с.
3. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: Академия, 2003. – 109 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 331 с.
5. Бабина, Г.В. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией. /Г.В. Бабина, Р.Е. Идес - М.:Академия, 2002. – 201 с.
6. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. М.: Просвещение, 2003. – 202с.
7. Васильев, Ю.А. Сценическая речь /Ю.А. Васильев – М.: Академический проект ,2010. – 110с.
8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок /Н.А. Ветлугина - М.: Педагогика, 2002. - 288 с.
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия. /Е.Н. Винaрская - М.: АСТ, 2006. – 141с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд. испр. – М.: Лабиринт, 2009. – 352 с.
11. Жогa, Л. Н. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада / Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова, Л. А. Рукасуева // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 46–75.
13. Жулина, Е. В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи / Е. В. Жулина // Логопед. – 2008. - № 5. – С. 111–119.
14. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. /Р.И. Жуковская - М: Просвещение, 2000. - 160с.
15. Зайцевa, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. Пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

Большое значение для восприятия устной речи слушателем имеет интонационная сторона речи.Эмоциональное богатство и выразительность речи, способствующие коммуникации, достигаются как раз правильным использованием элементов просодики. Н.И. Жинкин, выражает мнение, что просодику следует рассматривать как наиболее высокий уровень в развитии языка.Слово «Prоsоdia» происходит из греческого языка и в переводе означает «припевание», «припев», «ударение». Просодика близка ритмике и является необходимым элементом стихосложения Таким образом, просодия, она же просодика, – это, с точки зрения лингвиста, раздел науки о произношении слогов различной длительности, ударных и безударных. [3].Фонетика, разлагая язык на единицы, понимает под просодикой не только учение об ударении, но и об интонации и паузах, о тоне, о тембре, высоте и силе голоса, то есть о том, что придает человеческой речи выразительность [5].В современной литературе понятие интонационной стороны речи трактуется лингвистами и филологами неоднозначно. В логопедии используется понятие «выразительность речи». В качестве рабочего мы взяли определение Л. В, Лопатиной, в котором «выразительная речь» – это речь человека, которая богата разными интонационными характеристиками. Термин «интонационная сторона речи» используется в логопедии как синоним термина «просодическая сторона речи».