Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Скачать курсовую работу на тему: Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В которой исследован анализ методик изучения лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Изучены особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.05.2025
Объем файла
80 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Лексика (от греч. lexicos – «словарный, словесный») – это совокупность слов, входящих в состав языка. Словарный запас обозначается термином «лексика». Словарь представляет собой один из компонентов речевого развития ребенка [28, C.12].По мнению ученых, занимающихся проблемой развития лексики, таких как, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др., проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной педагогической практике, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методиках ее развития является одним из актуальных вопросов.Проблема исследования заключается в том, что ведущая роль в развитии речевого общения, а также в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей принадлежит языку и речи, а главным условием полноценного развития речи и других высших психических функций является формирование словарного запаса, то есть лексики. 

Содержание
Введение………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения особенностей лексики детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе………………………………………………………………………. 5
Понятие «лексика» в современной литературе…………………………... 5
Закономерности формирования лексике в онтогенезе……...................... 8
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 13
ГЛАВА 2 Особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………. 14
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………. 14
2.2 Характеристика лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………...... 18
2.3 Анализ методик изучения лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………… 24
2.4 Содержание коррекционной работы по развитию лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………. 28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 32
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список используемых источников …………………………………………… 34

Список использованных источников
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З.Е. Агранович. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 218 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
3. Анищенкова, Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей [Текст] / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 158 с.
4. Арнольд, И.В. Лексикология современного языка: учебное пособие для инс-тов и фак. иностр. языков [Текст] / И.В. Арнольд. – М.: Высшая школа, 1986. – 295 с.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения Методическое пособие для воспитателей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015. – 128 с.
6. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.И. Баева // Логопед №2, 2014. – С. 43-48.
7. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская – С-Пб.: Каро – 2018. – 96 с.
8. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.М. Вершина // Логопед №1, 2016. – C. 34-38.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2010. – 350 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 361 с.
11. Гризик, Т.И. Развитие речи. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
12. Гризик, Т.И. Речевое развитие современного ребенка [Текст] / Т.И. Гризик // Детский сад от А до Я. №2 (14), 2015. – C. 4-9.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин и др.В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М.М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией [25, C.32].На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей.В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – моко, собака – бака).