Особенности звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом следует понимать, как форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. (Левина Р.Е.) [15]
Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было впервые сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века, где отклонения в формировании речи исследовались как нарушения развития, которые протекали по законам иерархического строения высших психических функций. [15]
Изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с нарушением речи занимались З. Е. Агранович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и другие.
Одним из важнейших аспектов развития ребенка является правильное формирование его реч
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Звукослоговая структура и её формирование в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 10
1.3. Современное состояние проблемы изучения звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 21
Глава II. Исследование звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования звукослоговой структуры слов у детей с ОНР III уровня 30
2.2.1 Результаты исследования произношения слов различной структурной сложности 30
2.2.2. Результаты исследования отраженного и сопряженного проговаривания слов различной слоговой структуры 33
2.2.3 Результаты исследования определения наличия ритмического искажения в слове, возможности восприятия слов различной звуковой наполняемости 37
2.2.4 Результаты исследования различной слоговой структуры и возможности определения количества слогов. 40
Вывод по II главе 42
Глава III. Пути логопедической работы по коррекции звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи 43
3.1. Цель, задачи, методы логопедической работы по коррекции звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи 43
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи 44
Выводы по III главе 51
Заключение 52
Cписок литературы 55
Приложение 1. Содержание методики исследования 60
Приложение 2. Результаты тестирования 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агранович, З.Е. Наглядно-дидактическое пособие «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей». – СПб.: Детствопресс. – 2013. – С. 31-33.
Афанасьева, Н. Е. Коррекционная работа по формированию звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. Е. Афанасьева, Н. В. Гурьева // Вопросы логопедии. – 2021. – № 1. – С. 63-69.
Бабина, Г.В., Сафонкина, Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
Бабина, Г.В., Шарипова, Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии: учеб.-метод. пособие для студентов вузов. – М.: Парадигма, 2014. – 96 с.
Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
Вербицкая, М. Е. Лингвистический подход к обучению грамоте [Текст] / М. Е. Вербицкая. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 320 с.
Вербицкая, М. Е. Русский язык для всех. Грамматика для начинающих [Текст] / М. Е. Вербицкая. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 208 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи /. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470
Гончарова, Н. А. Коррекционная работа над звуковым анализом у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. А. Гончарова // Наука и молодежь. – 2020. – № 4. – С. 52-54.
Гордеева, Е. В. Формирование звуковой стороны речи у детей с ОНР на этапе дошкольного детства [Текст] / Е. В. Гордеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2021. – Т. 25. – № 4. – С. 17-22.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
Захарова, Е. Ю. Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи по формированию звуковой структуры слова [Электронный ресурс] / Е. Ю. Зах
Основные проблемы, связанные с формированием звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР, были выявлены. Кроме того, были рассмотрены эффективные методы и приемы коррекционной работы, которые могут применяться в данной области.
Анализ литературы позволил выявить основные особенности формирования звукослоговой структуры слов. Были проанализированы существующие методики коррекционной работы и их эффективность.
В результате исследования были предложены рекомендации по совершенствованию методов коррекционной работы с дошкольниками с ОНР в области звукослоговой структуры слова. Таким образом, эта работа является важным шагом в изучении проблем, связанных с развитием речи у детей дошкольного возраста с ОНР и позволяет расширить базу знаний в этой области.
Знание теоретических основ и особенностей формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР позволяет специалистам и педагогам разрабатывать