Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами моделирования
ВВЕДЕНИЕ
Количество детей страдающим расстройством речи повышается с каждым годом. Предостаточно детей в наши дни страдают патологиями языка разного вида. Причина этому является применение гаджетов, мало проведенное время с родными и с одногодками. Речь и психические функции у дошкольников сформировывается до 3-х лет. В связи с обстановкой в нашей республике и во всем мире из-за пандемии, у детей нарушились психологические функции, что являлось предпосылками недоразвитию речи у детей дошкольного возраста, при котором нарушаются все компоненты структуры речи (фонетика, лексика и грамматика). Одним весьма трудных для коррекции среди нарушений речевых патологий у детей дошкольного возраста, рассматривается нарушение слоговой структуры слов. Данное нарушение обычно выявляется при логопедическом обследовании с общим недоразвитием речи. Эта патология впервые было выявлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..… 3
Глава I. Теоритический обзор литературы по проблеме исследования.
Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе……………..…. 8
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи……. 19
Использование дидактических игр на занятиях по формированию слоговой структуры слова с детьми ОНР III уровня дошкольного возраста средствами моделирования. ……………………………………………….29
Выводы по I главе………………………………………………………………30
Глава II. Экспериментальное обследование нарушения слоговой структуры у детей с ОНР III уровня дошкольного возраста средствами моделирования.
2.1Цели и задачи основные принципы логопедического обследования………………………………………………………………..….32
2.2 Результаты логопедического обследования………………………….…. 39
Выводы по II главе……………………………………………………..….…. 48
Глава III. Коррекция формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня дошкольного возраста средствами моделирования
3.1 Цель, задачи и организация коррекция в условия логопедического пункта…………………………………………………………………….….. 49
3.2 Содержание логопедической работы по формированию слоговой структуры слова с детьми общего недоразвития речи…………………..….52
3.3 Анализ результатов эксперимента………………………………..………56
Выводы по III главе………………………..………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………....…68
Список используемой литературы ……………...............................................70
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Гном-пресс, 2000. - 80с.
Филичева, Т. Б. Коррекция нарушений речи: Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. — 100с.
Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2001. - 528с.
Нищева, Н. В. Будем говорить правильно: Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н.В. Нищева - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2002-112с.
Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников/ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова - Спб: СОЮЗ, 2000. - 192с.
Левина, Р. Е. Основные теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: Просвещение, 1967. - 564с.
Корнеева, И. В. Логопедические игры для детей / И. В. Корнеева. - Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 95с.
Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1978. - 130с.
Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 279с.
Дурнева И.Е., Минаева Е.В., Иванова Н.В. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым равитием// Современные проблемы науки и образования – 2017. – №6; [http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27240].
Гуровец, Г. В. К генезу фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская - М.: 1989. - 108с.
Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева - Спб: Союз, 2000. - 80с.
Волкова, С.В., Методика изучения фонематических нарушений при реализации дистанционных форм оказания коррекционно-логопедической помощи детям ОВЗ. / С.В. Волкова // Дефектология 2020 №6.стр.34-42
Определение слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе. Изучая язык со стороны его слоговой структуры, можно подтвердить, что возможность говорящего формировать слог – это высказывание главных правил слогосложения данного языка. Под обозначением «слоговая структура» слова принято обуславливать местоположение и связь слогов в слове. При обычном саморазвитии ребенка овладение им слоговой структурой случается постепенно через перечень закономерно чередующихся фаз. Е.Н. Винарская констатирует, что к трем годам все сложности с логообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте возникает так называемое языковое чутье, когда ребенок способен проанализировать правильность и обнаружить несовместимость не только своего, но и чужого высказывания, по мнению Д.Б. Слобина. Анализ литературы указывает, что понятия сущности слоговой структуры слова не существует. Согласно лингвистическому словарю слог можно определить, как фонетико – фонематическую совокупность, которая находит свое место между звуком и речевым тактом. В свою очередь, большинство лингвистов называют слог минимальной единицей языка. А.А.Леонтьев обозначает, что слог является также и единицей психолингвистики, которая участвует в модели языковой восприимчивости и констатирует ее "слоговой уровень", который приобретает обилие коррелятов как в языковом критерии, так и вне его в разнообразных показателях физиологической деятельности организма.