Формирование смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия в начальной школе

Скачать дипломную работу на тему: Формирование смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия в начальной школе. В которой определены особенности формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения в младших классах. Изучены методы и приемы формирования смыслового чтения обучающихся начальной школы.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.05.2025
Объем файла
237 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Одной из проблем современного общества является снижение интереса к чтению, читательской культуры, которая является одной из основ гармонично развитой личности. Литература является ядром национальной культуры, одной из основ человеческой культуры в целом, без нее невозможно полноценное духовно-нравственное развитие.Зависимость современных детей от гаджетов привела к формированию у них «клипового мышления», дефициту внимания, неспособности концентрироваться на каком-либо занятии. В дальнейшем это препятствует успешному обучению в начальной и средней школе, так как учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия в начальной школе8
Смысловое чтение как один из базовых навыков, формируемых в начальной школе8
Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе 15
Методы и приемы формирования навыка смыслового чтения как познавательного УУД в начальной школе22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности навыка смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия в начальной школе32
2.1. Исследование уровня сформированности навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на констатирующем этапе эксперимента32
2.2. Система работы по формированию навыка смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия в начальной школе на формирующем этапе эксперимента44
2.3. Анализ эффективности работы по формированию навыка смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Список литературы
Агафонова, Е. М. Динамика информационной основы смыслового чтения в младшем школьном возрасте / Е. М. Агафонова, Н. В. Нижегородцева / Актуальные проблемы психологии образования сборник научных статей. – 2016. – С. 16-21.
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : Изд-во ИКАР, 2009. – 720 с.
Алимпиева, М.Н. Тетрадь-тренажер. Учусь работать с текстом. 1-2 класс / М. Н. Алимпиева, Т. В. Векшина. Москва :Грамотей, 2016. – 112 с.
Алимпиева, М.Н. Тетрадь-тренажер. Учусь работать с текстом. 3 класс. / М. Н. Алимпиева, Т. В. Векшина. Москва :Грамотей, 2016. –112 с.
Алимпиева, М.Н. Тетрадь-тренажер. Учусь работать с текстом. 4 класс. / М. Н. Алимпиева, Т. В. Векшина. Москва :Грамотей, 2016. –128 с.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2008. – 151 с.
Атрохова, Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности (в начальной школе) / Т. В. Атрохова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 2. –№ 3. – С. 257-263.
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва : Наука, 1979. – 423 с.
Беленькая, Л. И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет / Л. И. Беленькая. – Москва : ВЦХТ, 2015. – 144 с.
Беденко, М. В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 1 класс / М. В. Беденко. – Москва : ВАКО, 2016. – 96с.
Беденко, М. В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 2 класс / М. В. Беденко. – Москва : ВАКО, 2016. – 96с.
Беденко, М. В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 3 класс / М. В. Беденко. – Москва : ВАКО, 2016. – 96с.
Беденко, М. В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 4 класс / М. В. Беденко. – Москва : ВАКО, 2016. – 96с.

Большой вклад в исследование особенностей протекания и формирования процесса смыслового чтения внесли А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Л. И. Беленькая, Е. В. Бунеев, А. А. Леонтьев, Л. А. Мосунова, К. Д. Ушинский и др. Все они отмечают важность формирования навыка смыслового чтения уже в начальной школе. так как этот навык является одним из базовых, от которого зависит успешность освоения всех школьных предметов.Прежде чем перейти к понятию смыслового чтения, считаем необходимым рассмотреть понятие «чтение». В «Новом словаре методических терминов и понятий» Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина чтение определяется как«один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения» [Азимов, Щукин]. Здесь же раскрывается сущность понимания при чтении, которое является процессом «проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека». При чтении не просто извлекается готовая информация, а происходит сравнение значения прочитанного с опытом и знаниями читателя [Азимов, Щукин].Еще в середине XIX века в методике было определено два вида чтения – техническое и смысловое, но до недавнего времени, до принятия ФГОС НОО понятие «смысловое чтение» и методика его преподавания в педагогике практически отсутствовало.