Смыслжизненные ориентации личности в подростковом возрасте (на примере МБОУСОШ с. Чернава)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования представляется очевидной в условиях современного общества. Существующие изменения в социальной сфере оказывают существенное влияние и на протекание развития современных подростков. На фоне социально-экономических изменений, социальной нестабильности, происходящей в cовременном мире, появилась острая необходимость в поиске жизненных ценностей и ориентиров, влияющих на формирование мировоззрения людей подросткового и юношеского возраста. Именно в старшем подростковом возрасте происходит формирование идеалов, ценностных ориентаций и смыслов, формируется мировоззрение человека и так далее [14].
Наиболее важным и центральным новообразованием в старшем подростковом возрасте является самоопределение, характеризующееся активным процессом понимания самого себя, своего места в мире. В связи с этим принципиально значимым, является изучение и развитие смысложизненных ориентаций старших подростков.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….………………. 4
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки формирования смысложизненных ориентаций у старших подростков …………………………7
1.1.Понятие «смысложизненные ориентации» в психолого-педагогической литературе …………………………………………………………………………..7
1.2. Психологические особенности смысложизненных ориентаций у старших подростков ………………………………………………………………………….12
1.3. Специфика формирования смысложизненных ориентаций у старших подростков ………………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе …………………………………………………………21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию смысложизненных ориентаций у старших подростков ………………………23
2.1. Диагностика уровня формирования смысложизненных ориентаций у старших подростков………………………………………………………………23
2.2. Реализация психолого-педагогической программы формирования смысложизненных ориентаций у старших подростков …………………….....23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ……….37
2.4. Рекомендации по формированию смысложизненных ориентаций у старших подростков ……………………………………………………………………….45
Выводы по второй главе ………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….53
Список использованной литературы …………………………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….63
Список использованной литературы
Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. М.:Наука,2018.312 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.:Питер,2020. 288с.
Аркаева Н.И. Ценностные ориентации студентов -психологов: теоретический анализ и итоги экспериментального исследования/Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. 2019.3. – 249с.
Белова, Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: – Екатеринбург,2020.25с.
Бережковская Е.Л. Характеры интересов и самоопределение у подростков//Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2018.-№ 175
Бражникова, А.Н. Ещѐ раз о профессии «психолог» // Психология и школа.2019.№4.С.31-35.
Бурамбаева Д.А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности. 2020.25с.
Вайзер, Г.А. Психологические аспекты смысла жизни и «акме» //Вопросы психологии.2018. №4.114с.
Быков С.В. Профессиональная ответственность психолога//Вектор науки.ТГУ.2021. №1(4)С.15–16.
Гончар С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов – первокурсников //Сайт «Молодой учёный» 2012. [Электронныйресурс]. URL:http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/
Горьковая И.А. Исаченко Т.В. Шмыгарева В.В. Влияние макросоциальных условий на жизнь подростков//Современные проблемы науки и образования.2020.- № 1-2
Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. -Челябинск:ООО«Искра-Профи»,2019-230с.
Долгова, В.И., Ткаченко, В.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности (курсантов военного вуза).Челябинск:АТОКСО, 2018.205с.
Долгова,В.И., ШаяхметоваВ.К. Инвариантность профессионально важных качеств: Монография. Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ»,2019.315с.
Емалетдинов Б.М. Возрастная динамика смысла жизни человека//ВестникБашкирского университета.2017.-№3/ том 12
Проблема смысла жизни изучается в психологии еще со времен психоанализа 3.Фрейда. В его работах понятие смысла жизни еще не приобретает научного характера. По мнению Зигмунда Фрейда, вопрос о смысле человеческой жизни вообще не может быть решен удовлетворительно и более правильной является постановка «менее претенциозного» вопроса о смысле и целях жизни людей [12]. Он считал, что целью каждого человека является счастье, и, в свою очередь, стремление человека к счастью имеет две стороны: стремление к удовольствию и желание избежать неудовольствия. По его мнению, смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания решение этого вопроса невозможно [37]. Смысл человеческой жизни, по З. Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий [4].Существует огромное множество подходов к понимаю термина «смысложизненные ориентации», что говорит нам о сложности этого понятия [19].Д.А. Леонтьев утверждал, что «под смысложизненными ориентациями принято понимать способ конструирования человеком собственной жизни в соответствии с присущей ему системой ценностей, смыслов, целей» [27].Смысложизненные ориентации, с точки зрения В.Э. Чудновского, отражают направленность личности к поиску собственного смысла жизни, построения своего жизненного пути [46].Каждое из определений смысложизненных ориентаций, которое имеется в научной литературе, имеет экспериментальные исследования и теоретически обосновано, вследствие при рассмотрении понятия «смысложизненные ориентации» его нужно учесть. Чаще всего под смысложизненныеми ориентациями понимают целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [18].