Динамика учебной мотивации курсантов военного вуза

Скачать дипломную работу на тему: "Динамика учебной мотивации курсантов военного вуза". В которой подобраны соответствующие гипотезам и задачам исследования методические подходы оценки уровня мотивации и ее динамики. Проведено эмпирическое исследование динамики учебной мотивации курсантов с учетом индивидуально-психологических свойств (процессов) личности.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.05.2025
Объем файла
663 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена возрастанием требований к подготовке военных специалистов, в сочетании с потребностью реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, необходимостью анализа мотивационной сферы курсантов в ее взаимосвязи с военно-профессиональной идентичностью, а также оказания помощи командирам-воспитателям в успешности обучения в военном вузе в современных условиях.
В условиях военного учебного заведения основным видом деятельности курсанта является деятельность по овладению профессией (специальностью), которую следует рассматривать как совокупность учебно-познавательной, служебной, общественной и других видов деятельности. При этом важнейшей особенностью подготовки военного специалиста является то, что этот процесс профессионально направлен и подчинен освоению способов и опыта профессионального решения тех задач, с которыми курсанты встретятся в практике офицерской службы. Поэтому в целом обучение курсанта в вузе – это учебно-

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………..…. 5

1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ……... 10

1.1. Мотивация как основная функция овладения профессией и ее влияние на успешность обучения в вузе……………………………….…. 12

1.2. Индивидуально-психологические свойства (процессы) личности курсанта…………………………………………………………….………. 26

1.3. Взаимосвязь индивидуально-психологических свойств (процессов) и мотивационных характеристик личности курсантов военного вуза….. 35

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УЧЕБНОЙ     МОТИВАЦИИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (СВОЙСТВ) ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ……………….44

2.1 Организация эмпирического исследования ...……………………...… 45

2.2 Методы и  методики исследования диагностики учебной мотивации курсантов ………………………………………………………………….. 47

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ… 51

3.1. Результаты исследования мотивов учебной деятельности курсантов, их динамики и соотношения внешних и внутренних мотивов обучающихся ………………………………………….….……….………51

3.2. Интерпретация полученных данных о компонентах военно-профессиональной мотивации курсантов ………………………………… 56

3.3. Корреляционный анализ результатов исследования учебной мотивации и индивидуально-психологических свойств личности курсантов ……………………………………………………………………58

3.4. Результаты анализа динамики мотивации курсантов к учебной деятельности ……………………………………………………….……….65

3.5. Результаты исследования успешности обучения в зависимости от учебной мотивации курсантов ……………………………………………. 69

Заключение ………………………………………………………………. 76

Литература ………………………………………………………………. 78

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Питер: серия Мастера психологии, 2016. 288с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.

3. Аткинсон, Дж. Современная психология мотивации / Дж.Аткинсон. - М.: Смысл.- 2002. - 134с.

4. Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды / Под. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: 1996.

5. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник. / Н.В.Бордовская, А.А.Рен.    – М., СПб.: Питер, 2004. – 299 с.

6. Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М., 2006.

7. Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2000. - 200 с.

8. Веремчук А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С.34-38/

9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ. - 1990. -288 с.  №2(16).- С.87-97.

10. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. СПб.:1. Речь, 2006. 458 с.

11. Воронкова, Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: автореф. кандидат психологических наук: 19.00.07 / Н.Ю. Воронкова.-Н.: 2008. -25 с.

12. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2020. 640 с.

13. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

14. Гальперин, П.Я. Введение 

Военно-профессиональная направленность будущих офицеров – это динамическое личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к военной специальности под воздействием учебного и воспитательного процесса. Она характеризует доминирующие осознаваемые отношения данного человека к избранной профессии, влияющие на подготовку к профессиональной деятельности и ее успешность. Именно профессиональная направленность или ее первичные проявления (интерес к службе, учебе и т.д.), формируют учебно-профессиональную мотивацию курсантов к обучению в стенах вуза, которые обязательно требуют дальнейшего развития. [12]
Процесс основан на осознании курсантами будущей деятельности и выражается в определяемой системой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией. Как показывает практика, именно военно-профессиональная направленность образует тот каркас, вокруг которого компонуются основные свойства военнослужащего.
Рассматривая мотивацию, как процесс мотивирования, необходимо обратиться к вопросу о роли мотивов в достижении поставленных целей (в нашем случае – овладении профессией).
Термин мотив в буквальном смысле означает «побуждение». Поэтому под мотивом понимают все, что побуждает человека действовать. [18]
Е.П. Ильин, изучая различные точки зрения на мотив, отмечает, что в основном они группируются вокруг нескольких представлений. Мотив, являясь сложным психологическим образованием рассматривается как: побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояние [17].
А.Н. Леонтьев рассматривает «мотив как, то объективное, в котором опредмечивается потребность и на что направляется деятельность человека», увязывая понятия «мотив» и «цель». [20] 
В свою очередь, согласно представлениям Л.И. Божович под мотивом следует понимать то