Педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется, в первую очередь, требованиями современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения.
Современная система образования предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования современных школьников. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [42] говорит о том, что современному обществу необходим человек, который умеет не просто думать, но и самостоятельно добывать знания, размышлять, принимать грамотные решения; нестандартные ситуации реальной действительности требуют от человека глубины знаний и широты интереса и направленной активности.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [41] ставит перед системой школьного образования и, в частности, перед уровнем начального образования, проблему повышения качества знаний обучающихся, что невозможно без активизации их познавательног
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………….…. 7
1.1 Сущность и проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников…………...………………….. 7
1.2 Особенности активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………. 14
1.3 Педагогические условия активизации познавательной деятельности у младших школьников……………….……………. 21
2 Исследование по активизации познавательной деятельности младших школьников………….…………………………………………………….. 31
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников ……………………………… 31
2.2 Содержание работы по активизации познавательной деятельности младших школьников …..……………………….…. 34
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента…………..… 46
Заключение……………………………………………………………………. 50
Список использованных источников………………………………………... 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксючиц, С. А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе решения проектных задач : автореферат диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / С. А. Аксючиц. – Смоленск, 2015. – 26 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-resheniya-proektnykh?ysclid=lgcj18rq10943597753 (дата обращения: 14.02.2023).
2. Алябушева, Г. В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности : автореферат диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Г. В. Алябушева. Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова. – Москва, 2011. – 23 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnykh-interesov-mladshikh-shkolnikov-v-proektnoi-deyatelnosti?ysclid=lgce38tdmh923129744/read (дата обращения: 29.11.2022).
3. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 6 Педагогическая симфония. Часть 3 Единство цели / Ш. А. Амонашвили. – 2-е издание – Москва : Свет, 2017 – 304 с. – ISBN 978-5-00053-841-8.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е издание – Москва : Питер, 2010. – 282 с. : ил., табл.; 24 см. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-49807-869-4.
5. Андриянова, Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. – 2016. – №1.1. – С. 1 – 4. – URL https://moluch.ru/archive/105/25044/ (дата обращения: 05.12.2022).
6. Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / В. А. Беликов. – Челябинский государственный педагогический институт – Челябинск : Факел, 1994. – 155 с. : ил.; 21 см. – ISBN 5-85716-015-4.
7. Богуславский, М. В. Педагогическая система М. Н. Скаткина: генезис и значение: Монография / М. В. Богуславский, С. З. Занаев. – Москва, 2018 – 258 с. – URL: https://instrao.ru/images/Izdaniya/Pedagogicheskaia_sistema_Mikhaila_Nikolaevicha_Skatkina_genezis_i_znachenie.pdf (дата обращения: 17.12.2022).
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Питер, 2008. – 398 с. : ил., портр., табл.; 24 см. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-91180-846-4.
9. Булатова, О. В. Условия формирования познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] / О. В. Булатова. – URL: http://www.eduneed.ru/ededs-441-1.html (дата обращения: 12.02.2023).
10. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В. К. Буряк // Педагогика, 2007. – № 8. – С. 71 – 78. – ISSN 0869-561X.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с. – ISBN 5-87852-033-8.
12. Гаврилычева, Г. Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2005. – № 11. – С. 20 – 22. – ISSN 0130-0776.
13. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Ответственный редактор и составитель П. В. Алексеев. – Москва : «Школа-Пресс», 1995. – 448 с. – ISBN 5-88527-082-1.
14. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней [Текст] / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 3 – 18. – ISSN 0042-8841.
15. Даутова, О. Б. Изменен
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и повторить знания, овладеть способом применения по его образу и подобию. Отличительной чертой этого уровня является неустойчивость усилий воли, отсутствует интерес к углублению знаний, у ребенка не возникает вопрос типа: «Почему?».
Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением обучающегося осмыслить содержание изучаемого, познанием связи между процессами и явлениями, овладением способами применения знаний в других условиях. Основным показателем является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий. Характеризуется нахождением нового способа, помимо интереса и стремления проникнуть в содержание явлений и их взаимосвязь. Характерная о