Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: "Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста". В которой изучены теоретические аспекты проблемы влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание старших дошкольников; Определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.05.2025
Объем файла
733 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились.
Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношени

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................. 5
Глава 1 Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике .............................................................................................................. 9
1.1 Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников ......................................................................... 9
1.2 Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх ................................................................... 19
1.3 Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх ...................................................................................... 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по влиянию сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ................................ 33
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................ 33
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание .................................................................................... 42
2.3 Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста ......................................................................................... 49
Заключение ........................................................................................................... 56
Список использованных источников ................................................................. 59
Приложения 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовое обеспечение

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 "Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми"

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

Основные источники

8. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М.: Владос, 2019.-320 с.

9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 2017.- 128 с.

10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.-М.: Педагогика 2018.- 156 с.

11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2019.- 96 с.

12. Усова А.П. Игра и организация жизни детей.- М.: Издательство Учпедгиза, 2017.- 36 с.

13. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца.- М.: Просвещение, 2017.- 96 с.

Дополнительные источники

14. Артемова Л.В Формирование нравственных отношений в игре: Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 2017.-286 с.

15. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой -М.: Просвещение, 2018.- 96 с.

16. Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников.- М.: Просвещение, 2016.- 141 с.

17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 2010.-№6 - С.62-76

18. Запорожец А.В. Игра 

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, больница, поликлиника и т.д.
Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (врач, медсестра, спасатель) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.
Создавая игро