Интеллектуальные игры на уроках истории как средство активизации познавательного интереса обучающихся в основной школе
Введение
Актуальность исследования. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в
Оглавление
Введение……………………………………………...……………………....3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования игры в учебном процессе…………………………………………………………………7
1.1. Понятие игры и ее классификация………………….….………….......7
1.2. Роль игровых форм обучения в развитии познавательной активности школьников……………………………………………………….………….......18
Глава 2. Технология развития познавательной активности средствами интеллектуальной игры…………………………………………….……………29
2.1. Практика применения интеллектуальных игр в общеобразовательных учреждениях……………………………………………29
2.2. Особенности организации интеллектуальной игры, виды игр……………………….…………………………………………….………….36
2.3. Ход и результаты экспериментальной работы (на примере интеллектуальной игры «Кто это?.»)…..……………………………………46
Заключение...…………………………………………………………….….56
Приложения……. …………………………………………………..………59
Список использованных источников и литературы…………...………....67
Список использованных источников литературы:
Аникеева, Н. П. Игра - помощник родителей в воспитании младших школьников / Н. П. Аникеева. - Новосибирск, 1982. Аникеева, Н. П. Место игровой деятельности в профессиональной подготовке педагогов / Ч. 1 / под науч. ред. Е. В. Андриенко [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2006.
Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Бабанский - М., Педагогика, 1989.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. – М., 1989.
Борзова Л.П. Игры на уроке истории: метод.пособие для учителя. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л. С. - М. 1991.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Жарков Г. В. – Владимир. 2000.
Зайцева О.Ю., Карих В.В. Готовность педагога к реализации игровой деятельности с детьми/ Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.
Зубков Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов / Зубков Т. И. – Екатеринбург, 1993.
Красновский Э.А. Активизация учебного познания / Красновский Э.А. // Советская педагогика. – 1989. - №5.
Крупская Н.К. Пед. Соч. / Крупская Н.К. - М., 1959.
Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Ламберг Р.Г. //Советская педагогика. – 1962.- №2.
Локк Д. Мысли о воспитании. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989.
Макаренко А.С. Игра. Соч. / Макаренко А.С. - М., 1957.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А.К. и др. - М., 1990.
Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности / Назаренкова Г.Н. – Чебоксары, 1992.
Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся / На
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов ?Формирование мотивации учения?, где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Младший школьный возраст (1-5 кл.).
Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.
Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.
Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.
Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.
Младшие школьники научаются понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют