Роль условно – графической наглядности в обучении английскому языку в основном общем образовании (VII –VIII классы)
Введение
Важность изучения роли условно – графической наглядности в обучении английскому языку заключается в том, что в настоящее время требования ФГОС к общему образованию, в части предмета «Иностранный язык» регламентируют необходимость использования на уроках наглядных средств обучения. В требованиях говорится о необходимости формирования у учащихся умения владеть символьным языком, уметь строить и анализировать построенные модели, развивать демонстрационные умения и навыки, а также уметь извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках.Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена востребованностью анализа практики применения условно – графической наглядности в решении задач обучения английскому языку в основном общем образовании, учитывающей особенности определенной возрастной группы, и её недостаточной практической разработанностью.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1.Педагогическая характеристика условно – графической наглядности в обучении английскому языку в основном общем образовании, понятия и определения…………………………………………6
1.1. Понятие и виды условно – графической наглядности в обучении английскому языку……………………………………………………………….6
1.2. Условно – графическая наглядность как средство формирования грамматических умений по английскому языку у учащихся VII – VIII классов……………………………………………………………………………11
Выводы по главе 1……………………………………………………………18
Глава 2. Применение условно – графической наглядности в решении задач обучения английскому языку в основном общем образовании…19
2.1. Роль условно – графической наглядности и практика ее использования в обучении английскому языку учащихся VII – VIII классов…………………19
2.2. Организация опытного обучения………………………………………….23
2.3. Критерии выявления уровней сформированности грамматических умений по английскому языку у учащихся VII – VIII классов в ходе исследования, их описание………………………………………………………………………….33
2.4. Результаты эффективности применения условно – графической наглядности по итогам опытного обучения……………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………...46
Заключение……………………………………………………………………...47
Список литературы…………………………………………………………….50
Список литературы
1.Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: «Златоуст», 1999. - 472 с.
2.Афанасьева, О.В., Михеева, И.В., Языкова, Н.В. Рабочая программа. Английский язык. 5-9 классы/ О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В. Языковая. - М.: «Дрофа», 2015. - 112 с.
3.Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования: учеб. пособие / И.Л. Бим. - М.: «Юнити - Дана», 2015. – 256 с.
4.Бузинова, Л.М. О концепте «образование» в российской лингвокультуре / Л.М. Бузинова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 8 (86), ч. 1. – С. 72–76.
5.Быкова, Н. И., Дули, Дж., Поспелова, М. Д., Эванс, В. Английский язык. 7 класс. Spotlight (Английский в фокусе): учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Н.И. Быкова, Дули, Дж., М. Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Express Publishing: «Просвещение», 2018. - 102 с.
6.Быкова, Н. И., Дули, Дж., Поспелова, М. Д., Эванс, В. Английский язык. 8 класс. Spotlight (Английский в фокусе): учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Н.И. Быкова, Дули, Дж., М. Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Express Publishing: «Просвещение», 2018. – 210 с.
7.Васильева, Т.Ю. Методика использования функциональных лексико-грамматических таблиц (ФЛГТ) в обучении говорению на 1 курсе языкового факультета: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук /Т.Ю. Васильева. – Липецк, 2002. - 218 с.
8.Гальскова, Н.Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы/ Н.Д. Гальскова//Иностранные языки в школе. – 2017 - № 3. - С.31-35.
9.Гальскова, Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты/ Н.Д. Гальскова// Иностранные языки в школе. – 2017 - № 3. - С.36-40.
При изучении педагогической характеристики условно – графической наглядности в обучении английскому языку в основном общем образовании, выявлении и установлении определения ключевого понятия в исследовании нами были использованы научные труды отечественных ученых.Например, для определения понятия «условно – графическая наглядность» нами был использован словарь методических терминов по теории и методике преподавания языков Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина (Азимов, Щукин 1999). В учебном пособии И.Л. Бим описана сущность модернизации структуры и содержания школьного языкового образования, где отмечено, что наглядность играет важную роль в обучении иностранным языкам (Бим 2015). Н.Д. Гальскова обращается к проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы (Гальскова 2017). Далее Н.Д. Гальскова освещает новые вызовы и приоритеты в образовании в области иностранных языков (Гальскова 2017). В зарубежной педагогике А.Н. Джуринского рассмотрена значимость учебной наглядности в образовании (Джуринский 2017). Далее в учебном пособии А.Н. Джуринского «Педагогика в многонациональном мире» анализируются основные дидактические положения при использовании различных методических приемов в обучении, предполагающих применение разного рода наглядности (Джуринский 2017). В учебнике по педагогике Г.М. Коджаспировой представлены понятия и виды графической наглядности в обучении различным предметам (Коджаспирова 2004). Н.Н. Манько в своей работе обосновывает ведущую роль когнитивной визуализации дидактических объектов в активизации учебной деятельности и подчеркивает, что «от свойств и функций дидактических визуальных средств, оказывающих влияние на деятельность обучающегося и его самого, зависит степень активизации учебной деятельности» (Манько, 2009: 24).