Коррекционно-педагогическая деятельность с дошкольниками с ОВЗ на занятиях музыкой посредством вокально-хоровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное искусство является одним из самых главных компонентов современного образовательного процесса, так как именно музыка весьма эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, на становление его культуры, а также потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития и социализации.Проблема относительно здоровья подрастающего поколения становится массовой. В связи с вышесказанным активно занимает главенствующую позицию роль педагога в решении проблем, которые связаны с эмоциональным состоянием и здоровьем детей. Особое место в данном процессе занимают занятия музыкой в дошкольном образовательном учреждении, поскольку музыкальное искусство, наряду с выполнением воспитательных и эстетических функций, обладает мощным коррекционно-развивающим потенциалом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДСТВАМИ ПЕНИЯ…………………………………………………………. 8
1.1.Сущность и определение понятий «коррекционно-педагогическая деятельность», «пение», «хоровое пение», «вокально-хоровая деятельность»…………………………………………………………………... 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития дошкольников с ОВЗ в процессе вокально-хоровой деятельности на занятиях музыкой……... 16
1.3. Особенности коррекционно-развивающей работы на занятиях музыкой.. 25
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ……………………………………………………… 36
2.1. Результаты анализа опыта педагогов–практиков по использованию коррекционных методов и приемов на занятиях музыкой в процессе вокально-хоровой деятельности…………………………………………………………………... 36
2.2. Применение эффективных методов работы с дошкольниками с ОВЗ на занятиях музыкой в процессе вокально-хоровой деятельности…………………………………………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 128 с. - Текст: непосредственный
Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. — Ярославль, 2008. - Текст: непосредственный
Боронина, Е. В. Некоторые особенности организации коррекционной работы на уроках музыки в общеобразовательной школе / Е. В. Боронина, В. В. Кадина. —// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 280. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8371/ (дата обращения: 11.12.2021). - Текст: электронный
Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия /Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. — Ташкент. — 2012. — С. 360. - Текст: непосредственный
Вазлеев, В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте / В. А. Вазлеев.// Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 385. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35584/ (дата обращения: 22.10.2021). - Текст: электронный
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, ред. 2013. – С. 469. - Текст: непосредственный
Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва: Просвещение, (ред. 2016г.) — С. 207. - Текст: непосредственный
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – С. 400. - Текст: непосредственный
Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ. - Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/7/articles/20084 (Дата обращения: 09.12.2021) – Текст: электронный.
Коррекционно-педагогическая деятельность – это одна из областей педагогики, которая изучает условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образованности и готовности к самостоятельной взрослой жизни.Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контекстах как синонимы для обозначения одной области педагогики.Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития (глухие и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с нарушениями интеллекта; эмоциональное развитие; функции опорно-двигательного аппарата; умственная отсталость, сложная структура нарушений).Основной задачей интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретико-методологических основ систем специального образования и воспитания. В рамках существующей национальной научной традиции основными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, профилактика и коррекция нарушений вторичного характера, уровень личностного развития, образованности и жизненной компетентности.