Развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Творческое развитие личности обеспечивается всесторонней деятельностью учреждений образования и культуры. Формирование креативного мышления подрастающего поколения и способности к саморазвитию возможно не только в условиях учебной деятельности, но и в рамках самообразования и дополнительного образования, в свободное от занятий время. Поэтому одной из важных задач учреждений образования и культуры, дополнительного образования является организация содержательных занятий с детьми по развитию их творческого потенциала.Сегодня мы часто можем услышать такой термин, как «креативность», однако, не все подозревают, что он не только используется в средствах массовой информации, но и проявляет к себе большой интерес со стороны педагогов и психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................6
Специфика развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста...............................................................................................................6
Театрализованная деятельность как средство развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста .………………….…...23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………......26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...28
2.1 Критерии, показатели и уровни развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….…28
2.2 Разработка и реализация программы занятий……………….……………34
2.3 Анализ результатов………………………………………………….……....36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….47
Список
1. Агапова И.А., Давыдова М.А Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М.: АРКТИ, 2010. – 144с. (учимся творчеству)
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие / В.П. Арсентьева. – М. : Форум, 2012. – 144 С. – (Высшее образование).
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с.
6. Ганьшина, Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А.Сухомлинского. / Г.В. Ганьшина //Российские регионы: взгляд в будущее. — 2014. — № 1 (1).— С. 4-23.
7. Ганьшина, Г.В. Организация досуга современной семьи в учреждениях культуры и образования./ Г.В. Ганьшина, А.В. Бабаев, Л.В. Мищерякова //Среднее профессиональное образование. — 2020 — № 5 (297). — 70 с.— С.9-14.
8. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет, М., 2012. - 159 с.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
10. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ или же реклама.[15].По определению, новый продукт является оригинальным и неожиданным; он отличается от того, что уже создавали ранее сам испытуемый или другие люди. При этом степень новизны может быть разной, в диапазоне от минимального отклонения от созданного ранее и вплоть до важного нововведения.[15].Креативность – это свойство, более всего отличающее нас от других живых существ, это способность, лежащая в основе человеческой культуры. Развитие данной способности у человека играет положительную роль в его жизни, помогает решать проблемы и задачи в семье, в учебе и на работе, строить взаимоотношения с социальным миром, создавать новые продукты. И конечно же изучение креативности представляет большой интерес для многих исследователей.Несмотря на то, что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность.[32].