Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии

Скачать дипломную работу на тему: Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии. В которой определен сравнительный анализ результатов изучения тревожности у детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Изучена эффективность коррекции тревожности детей дошкольного возраста посредством арт-терапии.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.05.2025
Объем файла
270 Кб
Количество страниц
76
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности как взрослых, так и детей дошкольного возраста. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Широко известны работы таких отечественных ученых как Б.И. Кочубей, Н.Л. Левитов, А. Г. Маклаков, В.Н. Мясищев, Е.В. Новикова, Т. А. Полшкова, А.М. Прихожан, Ю. А. Ханин, и др. Среди зарубежных авторов известны исследования К. Хорни, Ч.Д. Спилберга, Э. З. Фрома, З. Фрейда и др. Данные исследования посвящены определению сути проявления тревожности , подробному анализу, выявлению причин, способствующих ее возникновению и росту, определению негативных последствий для личности, а также более узким вопросам проявления тревожности в различных сферах деятельности.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................... 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования коррекции тревожности детей дошкольного возраста посредством арт-терапии……………………………………………………………………
1.1 Понятие тревожности в психологической литературе……….
1.2 Арт-терапия, как метод коррекции в психологии ……………
1.3 Возможности коррекции тревожности детей дошкольного возраста посредством арт-терапии.................................................... 9
Глава 2. Организация и методы исследования ……………………..
2.1 Методологические принципы исследования…………………..
2.2 Организация и планирование исследования…………………..
2.3 Характеристика выборки исследования………………………..
2.4 Методы и методики исследования……………………………..
2.5 Методы математико-статистической обработки……………… 29
Глава 3. Результаты изучения тревожности у детей дошкольного возраста и ее коррекция посредством арт-терапии…………………………………………………………………
3.1 Сравнительный анализ результатов изучения тревожности у детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп………………………………………………………………….
3.2 Коррекционная программа с использованием арт-терапии, направленной на коррекцию тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
3.3 Оценка эффективности коррекции тревожности детей дошкольного возраста посредством арт-терапии………………… 42
Практические рекомендации…………………………………………. 73
Заключение ................................................................................................ 75
Выводы…………………………………………………………………… 77
Список литературы .................................................................................... 79
Приложение…………………………………………………….………… 84

Список литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 811 с.
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. / Е. Е. Алексеева –СПб.: Речь, 2016. – 357 с.
Арефьева, Т.А. Преодоление тревожности у детей. / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина - М: Издательство Института психотерапии, 2017. – 412 с.
Астапов, В.М. Тревожность у детей и подростков. / В.М. Астапов – М.: Изд-во: ПЕРСЭ, 2015. 146 с.
Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М. : Академический проект, 1999. - 363 с.
Велиева, С.В. Практикум по психодиагностике. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. / С.В. Велиева - СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 253 с.
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 281 с.
Головин С.Ю. Словаре практического психолога / С.Ю. Головин [Электронный ресурс] //Режим доступа: URL: http://www.libma.ru/psihologija/slovar_prakticheskogo_psihologa/p1.php - Заглавие с экрана. (дата обращения 29.11.2022)
Даринин, А.Б. Тревожность и детские страхи у дошкольников. / А. Б. Даринин - М.: АСТ, 2019. – 241 с.
Ермошина, Н.В. Организация занятий арт-терапией с детьми: методические рекомендации / Н.В. Ермошина, Е.А. Кузина. - Чебоксары : Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2016. - 78 с.
Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард Пер. с англ.: В. Мисник, А.Татлыбаева. СПб.: Питер, 2015. 460 с.
Калакуцкая, А.А. Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми : теория и практика арт-терапии для личностного роста и профессионального развития / А.А. Калакуцкая. – М. : В. Секачев, 2019. - 160 с.
Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. / М.В. Киселева - Речь, 2007. - 336 с.

В современном мире проблема изучения тревожности обсуждается активно в отечественной и зарубежной литературе. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. «Большой толковый психологический словарь» Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко даёт определение понятию тревожность как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх [27].Психологическая проблема тревожности в первый раз рассматривалась в работах З. Фрейда «Истерия и страх». Эти два понятия он предложил разграничить, поскольку, страх – это реакция на реальную угрозу, а тревожность – реакция на угрозу, которая не определяется и неизвестна [42].Психолог З. Фрейд охарактеризовал тревожность как переживание, волнение, которое выступает сигналом предвиденной опасности. Тревожность он трактует следующими признаками: специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями; осознанием этого переживания [41].