Психофизиологические аспекты процесса письма: норма и патология
ВВЕДЕНИЕ
Обучению навыку письма -- одно из базовых умений, которое формируется у обучающихся в самом начале процесса обучения. Научившись писать, будет складываться весь дальнейший образовательный процесс, так же без этого умею не может обойтись ни один человек. Заложить основы навыка письма у детей — это важная педагогическая задача, которая должна регулироваться чётким списком принципов, методов и требований.
Письмо так же является важным средством коммуникации и познания окружающего мира. В связи с этим сформированность письменной речи является важным условием успешного обучения.
Изучением психофизиологических особенностей письма в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.
В современном мире все чаще встречаются дети, испытывающие серьезные проблемы при овладении письменной речью. Все это приводит к сложностям в усвоении тех или иных школьных предметов, ведь навык письма имеет очень большую социальную значимость.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕССА ПИСЬМА 5
1.1 Особенности психофизиологической структуры процесса письма 5
1.2 Взгляды ученых на вопросы психофизиологических аспектов письма 8
1.3 Затруднения овладения процессом письма 11
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Методика оценивания письма А.Н. Корнева 20
2.2. Методики обучению письму у детей младшего школьного возраста 23
2.3 Коррекционная работа при нарушении письма 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анастасия Владимировна Федоренко. Нарушения письменной речи: виды, коррекция и профилактика//logopedprofiportal – [Электронный ресурс: https://logopedprofiportal.ru/blog/750346]
Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т.В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб., 2001. – С. 195-213.
Безруких, М.М. Обучение письму// М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2009. – С. 607
Безруких, М.М. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребенку научиться писать, закрепить и скорректировать трудности / М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – С. 239, [1] с.: ил. – (Серия «Учебники для родителей»)
Бернштейн, H.A. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М., 1947. – 255 с
Богачёва С.В. Процесс письма//nsportal – [Электронный ресурс://https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/12/04/protsess-pisma]
Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. – № 1. – 1997. С. 434
Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дефектология» / Л.С. Волкова. – М.: Просвещение, 1989. – 528с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
Германова Т. С. Способы и методы обучения письму// профессионально и доступно о дошкольном образовании – [Электронный ресурс: https://doshkolnik.pro/publikacii/pismo-i-kalligrafiya/osnovnye-ponyatiya-i-navyki-dlya-pisma/sposoby-i-metody-obucheniya-pismu.html]
Гуртовенко Я.Э. Технология обучения письму Потаповой Е.Н.//инфоурок – [Электронный ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologiya-obucheniya-pismu-potapovoy-en-595888.html]
Елецкая О.В. Организация логопедической работы ФГБОУ в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: Сфера, 2006. – 192с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. Как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа, и синтеза. [13] Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к