Использование игрового метода на уроках физической культуры как средства развития физических качеств младших школьников
Введение
Актуальность исследования. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости. При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения, которые носят конкурентный характер. В игровой форме проводятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, в которых есть элементы соперничества. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполненные в игровой форме - подвижные игры, игровые задачи, использование различных снарядов, стендов и т.д. различаются глубиной и универсальностью воздействия на физические качества участвующих. Такие мероприятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения методов отдельных элементов физических упражнений, способствуют преодолению трудностей в решении
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические подходы к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе 7
1.1 Сущность игрового метода в физическом воспитании и развитии младших школьников 7
1.2 Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе 24
1.3 Возрастные особенности младших школьников 33
Выводы по первой главе 41
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Содержание экспериментальной методики использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе 48
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 57
2.4 Методические рекомендации по использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе 66
Выводы по второй главе 73
Заключение 74
Список используемой литературы и источников 76
Список используемой литературы и источников
Аганянц, Е.К. Физиологические особенности развития детей и подростков и юношей: учебное пособие / Е.К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова. – Краснодар, 1999. – 72 с.
Алифанова, Л.А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма/ Л. А. Алифанова // Педиатрия. – 2002. – № 6. – С. 9–12.
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – Москва : Медицина, 1975. – 447 с.
Антропова, М. В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова // Здоровый ребенок: Материалы V конгр. педиатров России. – Москва, 1999. – 13 с.
Ахметов, С. М. Методика физической подготовки школьников 7–11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / С. М. Ахметов. – Краснодар, 1996. – 18 с.
Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. – Москва : Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
Бабаев, Е. А. Начальное обучение техники дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений: Автореф. дис. … канд. пед. наук: / И. А. Бабаев. – СПбГАФК. – Санкт-Петербург., 2004. – 25 с.
Бальсевич, В. К. Азбука здоровья: Физическое воспитание детей 6–7 лет / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 4. – С. 34-35.
Бальсевич, В. К. Актуальные проблемы физической активности человека / В. К. Бальсевич // Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. – Липецк, 1983. – С. 26–32.
Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. – Киев : Здоровье, 1987–224 с.
Барышева, Н. В. Основы физической культуры младшего школьника: учебное пособие / Н. В. Барышева. – Самара, 1994. – 186 с.
Бгуашев, А. Б. Дифференцированный подбор сре
Распределение для команд также может осуществляться различными способами:
а) учитель распределяет игроков по командам по своему усмотрению в случаях, когда необходимо собрать равные команды сил. Этот метод чаще всего используется в сложных подвижных и спортивных играх;
б) еще один способ распределения игроков в командах – это построение учеников в шеренге и вычисление для первого или второго: первые числа будут одной командой, вторая – другой командой. Такое быстрое распределение полезно для урока, поскольку оно ограничено во времени, но его недостатком является то, что команды не всегда равны по силе;
в) можно разделить игроков на команды с помощью фигурного марша или расчета движущейся колонны. В каждой шеренге должно быть столько людей, сколько требуется для игры. Этот метод также не требует много времени, но состав команд случайный и часто неравный по силе;
г) также используется метод разделения команд путем