Внеурочная работа по литературному чтению как способ формирования читательской компетенции младших школьников
Введение
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».
К. Д. Ушинский
В наш век стремительного технологического развития, когда IT-технологии стали лидерами номер один, значимость книги и чтения у детей существенно изменилась. Как утверждают специалисты-социологи, в приоритете у современных детей – гаджеты и телевидение. Хотя книга сегодня не на первом месте, она играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. Чтение имеет важное значение для кругозора и развития воображения. Человек, который регулярно и осознанно читает не только грамотен, но и обладает хорошо развитой речью. Чтение позволяет доступно, чётко и красиво излагать свои мысли. Также при чтении развивается мышление, память, увеличивается словарный запас.
Мало просто научить читать обучающегося. Необходимо научить читать его «вдумчиво», «продуктивно». Правильное чтени
Содержание
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы развития читательской компетенции младших школьников во внеурочной деятельности______________6
1.1 Читательские компетенции и особенности их формирования в начальной школе________________________________________________________6
1.2 Концептуальный подход к формированию читательских компетенций во внеурочной деятельности__________21
Выводы по первой глав嬬¬¬-___________________________________________27
Глава 2. Исследование эффективности внеурочной деятельности в формировании читательской компетенции младших школьников____30
2.1 Методы формирования читательских компетенций младших школьников в работе практикующих педагогов____________________________________30
2.2 Анализ занятий внеурочной деятельности, нацеленных на развитие читательской компетенции младших школьников_________________41
2.3 Диагностика уровней развития читательских компетенций младших школьников ______________________53
Выводы по второй главе___________________________________________57
Заключение______________________________________________________59
Список литературы_______________________________________________¬62
Приложения_____________________________________________________65
Список литературы
1. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. – М., 1999.
2. Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения – Нач. шк. 2008.
3. Безруких М.М. Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС).
Электронный ресурс https://www.youtube.com/watch?v=SKnS7GFM4mE4. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
5. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. – М., 2008.
6. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников / Г.С. Щеголева, Л.В. Савельева, М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Чистякова // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов. М. : Высшая школа, 2003.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
8. Ганичев Ю.В. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. // Воспитание школьников. – 2002. – №2
9. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2007.
10. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005.
11. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова// Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.
12. Колганова Н.Е. Литературное чтение. 14 классы: формирование читательской компетенции: уроки – исследования текста, уроки – игры, обобщающие уроки [Текст]/ авт.сост. Т.В. Данилюк [и др.]. Волгоград: Учитель, 2011.
13. Ку
Роль внеурочной культуры по литературному чтению – углубленно познакомить школьников с книгой и детской литературой, обеспечить полноценное литературоведческое развитие младших школьников, сформировать их читательские компетенции, культуру чувств и общения, раскрыть для обучающихся мир нравственных ценностей и духовной культуры, которые были накоплены старшими поколениями, выработать литературно-художественный вкус.
Внеурочная работы по литературному чтению представляет собой сложную, многообразную систему. Она создаётся из повседневной работы (руководство внеклассным чтением), циклической (работа клубов, кружков, выходы в театры, музеи и т.д.), эпизодической (читательские вечера, экскурсии, конференции и прочее). Может быть внеурочная деятельность массовой, групповой, индивидуальной.
Урок по литературному чтению и внеурочная ра