Методика проведения гигиенических уроков в разделе «Человек и его здоровье»
Введение
Актуальность выбранной темы. Здоровье, как и всякое научное понятие, имеет историческую характеристику, изменяясь по мере развития цивилизации. В современных условиях развития общества, с его возрастающей степенью урбанизации, индустриализации особо остро встает проблема здоровья нации.
Курс биологии обладает наиболее широкими возможностями для ознакомления школьников с основами медицинских знаний. Проблемой организации уроков по формированию санитарно-гигиенических знаний при изучении раздела «Человек» занимались методисты П.И. Боровицкий, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, А.И. Мягкова. Основной целью обучения в данном случае является формирование у учащихся умений и навыков оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, умение пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, вести физиологическое и медицинское наблюдение.
Поэтому проблема нашего исследования, посвящена методике проведения гигиенических уроков в разделе «Человек и его здоровье».
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическиe основы гигиенического воспитания в процессе обучения биологии 6
1.1 Сущность гигиенического воспитания и его значение.. 6
1.2. Взаимосвязь содержания школьного предмета и аспектов гигиенического воспитания в разделе «Человек и его здоровье» . 10
Выводы по первой главе
Глава 2. Способы и формы формирования гигиенических понятий в разделе «Человек и его здоровье» . 14
2.1. Методы гигиенического воспитания. 14
2.2. Уроки гигиенического содержания. 25
Заключение 40
Список используемой литературы. 41
Приложение №1. 44
Приложение №2. 46
Приложение №3 .47
Список используемой литературы
1. Анастасова, Л.П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии / Л.П. Анастасова. – М.: «Вентана - Граф». – 2004. – 206 с.
2. Анастасова, Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: методическое пособие. 6– 9 классы / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. – Москва.: Вентана – Граф. – 2017. – 208 с.
3. Анисимова, В.С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека / В.С. Анисимова. – М.: Просвещение. – 1987. – 128 с.
4. Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе : Книга для учителя / А.В. Бинас. – М.: Просвещение. – 1990. – 192с.
5. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др. – М.: Просвещение. – 1972. – 380с.
6. Воробьева, Л.В. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой. – Волгоград. Вологда. – 2019. – 255 с.
7. Воронин, Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека / Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – М.: Просвещение. – 1983. – 160с.
8. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов Н/Д.: Феникс. – 2019. – 245 с.
9. Галкина, Е.А. Технологии обучения биологии: учебно – методическое пособие / Е.А. Галкина. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2019. – 176 с.
10. Голикова, Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Т.В. Голикова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2020. – 264 с.
11. Голикова, Т.В. Технологии и методика обучения биологии. Традиционные образовательные технологии при обучении биологии в основной школе: учебное пособие / Т.В. Голикова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2019. – 176 с.
12. Давиденко, Д. Основы здорового образа / Д. Давиденко. – М.: Просвещение. – 2018. – 220с.
13. Деревнина, А.Ю. Принципы создания электронных 46 учебников / А.Ю. Деревнина. – Открытое образование. – 2018. – 240с.
14. Дик, Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки / Н.Ф. Дик. – Ростов Н/Д.: Феникс. – 2021. – 350 с.
15. Драгомилов, А.Г. Биология
Третий вариант – В. В. Пасечник: В. М. Пакулов, Р.Д. Маш, А. Г. Драгомилов. На 8-м этапе формирования линии учащиеся получают знания о человеке, как биосоциальном существе [15]. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим правилам, изучению правил личной гигиены.
Рассмотрим тематический план по учебнику за 8 класс «Человек и его здоровье», авторы Б. Аминов, Т. Тилавов, О. Мавлянов (Приложение N3).
Анализ учебников по биологии (раздел "Человек и его здоровье") позволил установить, что основным носителем знаний о здоровье и здоровом является основной текст, который есть во всех учебниках с терминами поперечного сечения (ключевыми) понятиями, событиями, процессами, а также характеристика основных идей, биологических закономерностей, связанных со здоровым поведением и сохранением здоровья. В тексте уделяется внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, из которых навыки оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях, а также факторы риска для функционирования всех систем органов организма.
Дополнительный текст представляет собой описание самонаблюдения. На наш взгляд, аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья учащихся недостаточно развит, хотя включение в текст художественной литературы, учебных материалов, статистических таблиц имеет огромный потенциал для формирования и закрепления знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Блок организации усвоения знаний о сохранении здоровья во всех учебниках представлен вопросами и заданиями после параграфов, которые носят преимущественно репродуктивный